Темперамент

Страница 1

Темпер-т – сов-ть св-тв хар-х динамич-е особенности протекания псих-х процессов и поведения чел-ка, их силу, скорость, возник-е, прекр-е и изменение. Темп-т оказ-т сущест-е влияние на формирование хар-ра и поведения чел-ка, иногда определ-т его поступки, индивид-ть, поэтому полностью отделить темп-т от лич-ти нельзя. Он выст-т связующим звеном м/у организмом, лич-тью и познават-ми процессами. Идеи и учение темпер-та пренадл-т Гиппократу. Слово темп-т обозначает соотношение частей. Он полагал, что темпер-т определ-ся наруш-м пропорции 4 жидкостей в теле. Если преоблад-т кровь, то чел-к по тем-ту сангвиник. Если черная желчь то чел-к по темп-ту меланхолик. Если желчь то холерик, если мокрота или лимфа то флегматик. Теория носит название гуморальной, т.е. связанной с жидкостью живого организма. Первую класс-ю темп-та предложил Гален. Он описал зависимость жизнед-ти организма от нервной системы. Нем философ Кант хар-т темп-т только как псих-е св-ва: отн-е разных чувств и разной степени активности. Начиная с Канта стали отличать св-ва темп-та от других св-в. Нем психиатр Кречмер рассмат-л связь телосложения и св-в лич-ти. Он рассм-л астеника и пикника. Астенический тип ассациир-ся со стеснительностью, чувст-ю, отстраненностью, склонностью ухода в себя(хар-н для шизофреника). Этот тип противопоставляется пикничеству. Пикн-й тип (не высокий рост, полнота, бочкообразная грудь) ассоц-ся с жизнерад-ю, открытостью, активностью, скл-ю к переменам настроения. Великую научную заслугу имеет учение Павлова, открывш-го св-ва высшей нервной деят-ти. Он установил, что в основе темп-та лежат св-ва нервной сис-мы. Он выделил 3 св-ва нервной сис-мы: 1. сила. 2. уравновешенность. 3. подвижность. Сила показатель сп-ти работы нервных клеток. Ураавнов-ть степень соотв-я силе возбуждения силой торможения. Подвижность быстрота смены одного процесса другим. Комбинация этих св-в определ-т темп-т. Темп-т зависит от наслед-ти, но отдельные св-ва могут меняться, от условий жизни, воспитания, болезни. Тип темп-та формир-ся не сразу, накладывает отпечаток созревания нервной системы. Основные св-ва типа темп-та, прояв-ся постеп-но с возрастом. Под типом темп-та принято понимать опрдел-ю сов-ть псих-х св-в, закономерно связанных м/у собой и общих для данных группы людей. Типы темпер-та: 1. Сангвиник- быстро преспосаб-ся к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются. Мимика богатая, подвижная. Он весел и жизнерад-н. 2. Холерик- отличается повышенной возбудимостью, большой эмоц-тью, действия холерика порывисты, он вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отн-х, склонен к аффектам. Полож-е стороны: энергичен, активен, инициативен. 3. Флегматик- он ровен и спокоен, редко выходит из себя, не любит перемен, медлителен, начатое дело доводит до конца, в меру общителен, обладает усидчивостью, деловитостью и настойчивостью. Но могут развиться отриц-е черты: вялость, инертность, пассивность, лень. 4. Меланхолик – хар-ся замедленностью, замкнутостью, избегает общения с новыми людьми, раним, подавлен, мнителен, писсимистичен, легко уязвим, тяжело переносит обиды, легко утомляется. Меланхолики часто отл-ся мягкостью, тактичностью, чуткостью и отзывчивостью. Св-ва темп-та как и любые псих-е св-ва проявляются в зависимости от условий. Это приводит к тому, что люди различного темп-та могут проявлять очень сходные псих-е способ-ти. Сочетание св-в темп-та опред-т индивид-й стиль деятел-ти чел-ка. Под которым понимают сис-му премов и способов деят-ти, кот-я хар-на для данного чел-ка. Инд-й стиль деят-ти опред-ся не только темп-м, но и включает умения, навыки и привычки. Инд-й стиль деят-ти формир-ся в процессе обучения и восп-я. Темп-т необх=мо приспособить к треб-м деят-ти, каждая деят-ть предъявляет к психике чел-ка опред-е треб-я. В одних случаях треб-ся сильные и быстрые реакции, вдругих медленные и плавные. К св-м тепм-та можно отнести те отличительные инд-е признаки чел-ка, кот-е опред-т собой динамические аспекты всех его видов деят-ти, хар-т особ-ти протекания псих-х процессов, имеют более или менее устойчивый хар-р, сохран-ся в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения. Св-ва темп-та:1. Интроверсия- обращенность сознания чел-ка к самому себе, поглащенность собст-ми проблемами и переживаниями, ослабление внимания к тому что происходит вокруг.2. Экстроверсия- обращенность сознания и внимания чел-ка на то что происходит вокруг него. Типология интроверсии – экстроверсии была предлож-на Юнгом. Интроверт описывается им как чел-к с преобл-м интересом к идеям, к продуктам воображения, внутренней жизни. Экстроверт- ориентирован во вне с интересо практической активности, реалистичный. Четкого разделения на интровертов – экстровертов нет. 3. Синзитивность- чувствительность к воздействию стимулов. 4. Реактивность- степень реакции на внешние и внутренние воздейс-я одинаковой силы. 5. Активность-насколько активно, целенаправ-но и настойчиво чел-к преодол-т припятствия. 6. Пластичность-насколько легко и быстро чел-к приспос-ся к внешним воздейст-м.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Изучение сравнений значений выражений
Методические рекомендации: специальное внимание следует уделить новым для учащихся вопросам: употреблению знаков ≥ и ≤, записи и чтению двойных неравенств. На изучение данной темы отводится 2 чача. На первом уроке учащиеся знакомятся с употреблением знаков >, <, повторяют правила ...

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
К старшему дошкольному возрасту относятся дети в возрасте 5,5–7 лет. Данный возрастной этап является важным в общепсихическом развитии ребенка. Развивающий потенциал деятельности в дошкольном возрасте связан с ее специфическими особенностями : - открытостью многообразию проблемных содержаний действ ...

Изучение мотивации педагогической деятельности учителей начальных классов
При проведении исследования мы опирались на методику «Шкала мотивации профессиональной деятельности» К. Замфир (в адаптации А.А. Реана). Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе и профессионально-педагогической деятельности. В основу положена к ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru