Экологизация современного учебного процесса

Страница 2

Содержание экологического образования должно быть подготовлено к переходу на единый план (программу) учебно-воспитательной и научной деятельности (или к сближению этих планов).

Следует отметить, что процесс экологизации учебных дисциплин может затрагивать как учебную, так и внеучебную деятельность учащихся, строиться на принципах целостности, единства и преемственности всех звеньев и этапов обучения. Информация по проблемам окружающей среды должна вводиться в основные учебные курсы с учетом специфики каждого предмета. Это возможно реализовать в курсе лекций, на семинарских, лабораторных занятиях, по окончании изложения темы (раздела), в конце изучения всего теоретического курса. При этом экологическому содержанию должно быть четко определено место в каждом разделе. Следует также осуществлять взаимосвязь экологических, природоохранных и воспитательных аспектов изучаемого материала, тщательно продумывать методику изложения материала.

Одним из важнейших этапов экологической подготовки обучаемых является их участие в научно-исследовательской работе по природоохранной тематике.

Таким образом, процесс экологизации образования – это процесс проникновения в его содержание представлений экологии. Однако имеет место и обратная связь: экология сама опирается на достижения целого ряда наук, включая их элементы в свое содержание. При формировании содержания образования важно иметь в виду обе тенденции. Это поможет реализовать межпредметные связи учебных дисциплин.

Для продвижения в направлении экологизации университетского образования, нужно, с нашей точки зрения, учитывать несколько моментов:

1) Специфика экологического образования заключается, в том, что оно должно быть основано на принципе «опережающего отражения». Это означает, что в любой деятельности по преобразованию природы человек должен постоянно оценивать предполагаемые последствия – как ближайшие, так и отдаленного будущего. Это понимание является основой формирования у учащегося экологического идеала – гармонии природы и общества.

2) Недостаточно передать обучаемым знания, навыки. Важно, чтобы каждый принимал участие в практических мероприятиях, понял и ощутил суть изменений в преобразовании природы. Прошло время лекционного познавания окружающей среды, необходимо комплексное осмысление каждым больших и малых начинаний в экологии.

3) Экологическое образование будет безжизненным без учета эмоциональной окраски природоведческой информации. Важно, чтобы учащиеся понимали экологию не только рационально, при помощи наглядных пособий, слайдов, выставок и др., но и сопереживали увиденному во время выездов на места, где видны следы варварского отношения к природе, или на места где видны результаты природоохранных мероприятий, не оставались равнодушными зрителями.

4) Экологическое образование становится схематичным, недоходчивым без воспитания эстетического отношения к природе. В процессе обучения любой учебный материал, связанный с окружающей природой, должен быть пронизан эстетической окраской, что повышает образное восприятие природы, порождает гуманные чувства к ней.

5) В настоящее время экологическое образование и воспитание – это не только усвоение личностью комплекса экологических знаний. Надо добиваться того, чтобы идеи превращались в убеждения, чтобы экологические знания и экологическая культура стали неразрывны с активной жизненной позицией молодого человека.

Экологическая культура молодого человека предполагает наличие у него определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также практических действий, согласующихся с требованиями бережного отношения к природной среде. Экологическая культура становится важным показателем общественной активности и сознательности молодой личности. Формирование и развитие экологической культуры – сложный процесс. Он обеспечивается согласованным влиянием политики, права, науки, производства, искусства и образования. Овладение экологической культурой ведет к изменению индивидуальных потребностей обучаемых, ибо «экологично думая», человек и поступать будет экологично.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Проблема содержания общего образования, основные концепции его формирования. Факторы, принципы и критерии отбора содержания общего образования
Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. Содержание образования (СО) – это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической ...

Характеристика этапов постановки решения учебной задачи
Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий. Логическую характеристику этих действий дает В.В. Давыдов: преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенно ...

Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленны ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru