Содержание экологического образования должно быть подготовлено к переходу на единый план (программу) учебно-воспитательной и научной деятельности (или к сближению этих планов).
Следует отметить, что процесс экологизации учебных дисциплин может затрагивать как учебную, так и внеучебную деятельность учащихся, строиться на принципах целостности, единства и преемственности всех звеньев и этапов обучения. Информация по проблемам окружающей среды должна вводиться в основные учебные курсы с учетом специфики каждого предмета. Это возможно реализовать в курсе лекций, на семинарских, лабораторных занятиях, по окончании изложения темы (раздела), в конце изучения всего теоретического курса. При этом экологическому содержанию должно быть четко определено место в каждом разделе. Следует также осуществлять взаимосвязь экологических, природоохранных и воспитательных аспектов изучаемого материала, тщательно продумывать методику изложения материала.
Одним из важнейших этапов экологической подготовки обучаемых является их участие в научно-исследовательской работе по природоохранной тематике.
Таким образом, процесс экологизации образования – это процесс проникновения в его содержание представлений экологии. Однако имеет место и обратная связь: экология сама опирается на достижения целого ряда наук, включая их элементы в свое содержание. При формировании содержания образования важно иметь в виду обе тенденции. Это поможет реализовать межпредметные связи учебных дисциплин.
Для продвижения в направлении экологизации университетского образования, нужно, с нашей точки зрения, учитывать несколько моментов:
1) Специфика экологического образования заключается, в том, что оно должно быть основано на принципе «опережающего отражения». Это означает, что в любой деятельности по преобразованию природы человек должен постоянно оценивать предполагаемые последствия – как ближайшие, так и отдаленного будущего. Это понимание является основой формирования у учащегося экологического идеала – гармонии природы и общества.
2) Недостаточно передать обучаемым знания, навыки. Важно, чтобы каждый принимал участие в практических мероприятиях, понял и ощутил суть изменений в преобразовании природы. Прошло время лекционного познавания окружающей среды, необходимо комплексное осмысление каждым больших и малых начинаний в экологии.
3) Экологическое образование будет безжизненным без учета эмоциональной окраски природоведческой информации. Важно, чтобы учащиеся понимали экологию не только рационально, при помощи наглядных пособий, слайдов, выставок и др., но и сопереживали увиденному во время выездов на места, где видны следы варварского отношения к природе, или на места где видны результаты природоохранных мероприятий, не оставались равнодушными зрителями.
4) Экологическое образование становится схематичным, недоходчивым без воспитания эстетического отношения к природе. В процессе обучения любой учебный материал, связанный с окружающей природой, должен быть пронизан эстетической окраской, что повышает образное восприятие природы, порождает гуманные чувства к ней.
5) В настоящее время экологическое образование и воспитание – это не только усвоение личностью комплекса экологических знаний. Надо добиваться того, чтобы идеи превращались в убеждения, чтобы экологические знания и экологическая культура стали неразрывны с активной жизненной позицией молодого человека.
Экологическая культура молодого человека предполагает наличие у него определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также практических действий, согласующихся с требованиями бережного отношения к природной среде. Экологическая культура становится важным показателем общественной активности и сознательности молодой личности. Формирование и развитие экологической культуры – сложный процесс. Он обеспечивается согласованным влиянием политики, права, науки, производства, искусства и образования. Овладение экологической культурой ведет к изменению индивидуальных потребностей обучаемых, ибо «экологично думая», человек и поступать будет экологично.
Прочие статьи:
Особенности фонетико-фонематических расстройств у
дошкольников со стертой дизартрией
Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми нарушениями, например, с заиканием, общим недоразвитием речи. В настоящее время эта речевая патология рассматривает ...
Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Что ...
Диалогическое общение как взаимодействие между участниками в
процессе организации культурно-досуговой деятельности на уроке иностранного языка
Использование в повседневном обиходе слова «досуг» представляет собой своеобразный симбиоз из понятий «отдых», «развлечение», «рекреация», «игровые занятия», «хобби», «спортивно-оздоровительные увлечения», «туризм» и т.д. Все это присуще культурно-досуговой деятельности в рамках, которой ее участни ...