Экологизация современного учебного процесса

Страница 2

Содержание экологического образования должно быть подготовлено к переходу на единый план (программу) учебно-воспитательной и научной деятельности (или к сближению этих планов).

Следует отметить, что процесс экологизации учебных дисциплин может затрагивать как учебную, так и внеучебную деятельность учащихся, строиться на принципах целостности, единства и преемственности всех звеньев и этапов обучения. Информация по проблемам окружающей среды должна вводиться в основные учебные курсы с учетом специфики каждого предмета. Это возможно реализовать в курсе лекций, на семинарских, лабораторных занятиях, по окончании изложения темы (раздела), в конце изучения всего теоретического курса. При этом экологическому содержанию должно быть четко определено место в каждом разделе. Следует также осуществлять взаимосвязь экологических, природоохранных и воспитательных аспектов изучаемого материала, тщательно продумывать методику изложения материала.

Одним из важнейших этапов экологической подготовки обучаемых является их участие в научно-исследовательской работе по природоохранной тематике.

Таким образом, процесс экологизации образования – это процесс проникновения в его содержание представлений экологии. Однако имеет место и обратная связь: экология сама опирается на достижения целого ряда наук, включая их элементы в свое содержание. При формировании содержания образования важно иметь в виду обе тенденции. Это поможет реализовать межпредметные связи учебных дисциплин.

Для продвижения в направлении экологизации университетского образования, нужно, с нашей точки зрения, учитывать несколько моментов:

1) Специфика экологического образования заключается, в том, что оно должно быть основано на принципе «опережающего отражения». Это означает, что в любой деятельности по преобразованию природы человек должен постоянно оценивать предполагаемые последствия – как ближайшие, так и отдаленного будущего. Это понимание является основой формирования у учащегося экологического идеала – гармонии природы и общества.

2) Недостаточно передать обучаемым знания, навыки. Важно, чтобы каждый принимал участие в практических мероприятиях, понял и ощутил суть изменений в преобразовании природы. Прошло время лекционного познавания окружающей среды, необходимо комплексное осмысление каждым больших и малых начинаний в экологии.

3) Экологическое образование будет безжизненным без учета эмоциональной окраски природоведческой информации. Важно, чтобы учащиеся понимали экологию не только рационально, при помощи наглядных пособий, слайдов, выставок и др., но и сопереживали увиденному во время выездов на места, где видны следы варварского отношения к природе, или на места где видны результаты природоохранных мероприятий, не оставались равнодушными зрителями.

4) Экологическое образование становится схематичным, недоходчивым без воспитания эстетического отношения к природе. В процессе обучения любой учебный материал, связанный с окружающей природой, должен быть пронизан эстетической окраской, что повышает образное восприятие природы, порождает гуманные чувства к ней.

5) В настоящее время экологическое образование и воспитание – это не только усвоение личностью комплекса экологических знаний. Надо добиваться того, чтобы идеи превращались в убеждения, чтобы экологические знания и экологическая культура стали неразрывны с активной жизненной позицией молодого человека.

Экологическая культура молодого человека предполагает наличие у него определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также практических действий, согласующихся с требованиями бережного отношения к природной среде. Экологическая культура становится важным показателем общественной активности и сознательности молодой личности. Формирование и развитие экологической культуры – сложный процесс. Он обеспечивается согласованным влиянием политики, права, науки, производства, искусства и образования. Овладение экологической культурой ведет к изменению индивидуальных потребностей обучаемых, ибо «экологично думая», человек и поступать будет экологично.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Готовность ребенка к школе
Готовность к школе – понятие, которое в последние годы претерпело сильные изменения. Раньше по всей стране существовала единая система школьного обучения с четко фиксированным возрастом приема в школу, стандартными учебными программами и единообразными методами обучения. Это побуждало учителей и пс ...

Изучение основных закономерностей наследственности и изменчивости растений
При изучении темы «Основные закономерности наследственности» важное значение в подготовке учащихся к восприятию генетических закономерностей имеют опыты с комнатными растениями, в процессе которых учащиеся получают гибридные формы, ведут наблюдения за расщеплением признаков во втором и последующих ...

Условия реализации, формы, средства и дидактические приемы, используемые в программе
Целью нашей системы оздоровления стало создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым. Для реализации данной программы в детском саду созданы следующие условия: · музыкально-физкультурный зал, оборудованный ...

Меню сайта

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru