Проблема генотипической и средовой обуслов-ти развития псих-ки

Статьи об образовании » Методы обучения и система образования » Проблема генотипической и средовой обуслов-ти развития псих-ки

Проблема генотипической и средовой обуслов-ти развития псих-ки и поведения связанна с выяснением того как соотносятся данные чел-ку с рождения особ-ти организма и генетич-ки обуслов-ые законы его созреввания с возмож-ми раз-ия, обучения, вос-ия, приобретения ЗУНов. Ученые признают, что психика и поведение чел-ка во многих своих проявлениях имеет врожденный хар-р. Однако втом виде в каком они предс-ны у развитого или развивающ-ся чел-ка, психика и поведение явл продуктом обучения и восп-я. Развитие предс-т собой переход растущего организма на более высокую ступень, он может зависить как от созревания и от научения. Гл вопрос состоит как соотнос-ся эти 2 процесса др с др. Одна из т.з. на эту проблему, закл в утверж-ии, что становление психики и поведения чел-ка есть рез-т эволюц-го преобраз-я генетически заложенных ворганизме с рождения возможностей сущ-х в виде задатков. Эту концепцию наз эволюционной теорией раз-я. Др теория революц-ая- она предст-т собой др крайность в позициях и полностью отвергает значение генетических факторов в раз-ии. Сторонники этой теории утверж-т, что у любого чел-ка, независимо от его природных анатомо-физиол-х особ-ей можно сформ-ть любые псих-ие и поведен-ие св-ва. Третья т.з. называемая вероятностной теорией раз-ия, имеет больше всего сторонников. В ней утверж-ся, что конечный рез-т раз-я, достигаемый на каждой его ступени, изначально в генотипе не заложен. Четвертую т.з. наз функциональной-формир-е и приобраз-ие той или иной функции опред-ся тем, как часто она использ-ся в жизни организма. Ни одна из этих теорий не явл безупречной. Они акцентир-т внимание на раз-х сущест-х аспектах раз-я, дополняя др др. Развитие психики и поведения идет в направ-ии от инстинктивных к разумным, от бессознательных к сознательным формах. Онтогенез чел-ка разворач-ся в культурном пространстве и в нек-м истор-м промеж-ке времени. При этом сущест-т воздействия как со стороны такого пространства на реб-ка, так и обратные. Сам процесс такого взаимод-ия, т.е. опред-ые отн-я м/у реб-м и средой,- это конкретные условия, в кот-х осущес-ся «развертка» генотипической программы.

Кризис – переломный пункт в норм-ом течении псих-го раз-ия. он воз-ет на стыке 2х воз-ов. Источником его воз-ия выст-ет противоречие м/у возр-ми физ-ми и псих-ми возмож-ми реб-ка и ранее сложив-ся формами его взаимоот-й с окр-ми людьми и видами деят-ти. Такое противоречие явул основной движущей силой развития. Движущие силы раз-я- потребность самого реб-ка, его мотивация, а также внешние стимулы деят-ти и общения, цели и задачи, кот ставят взрослые в обучении и восп-ии детей. Наилучшие условия для раз-ия , с т.з. движущих сил, создаются тогда, когда цели восп-я и боучения соотв-т собст-й мотивации деят-ти реб-кка и усиливают её. Одни и те же дети, движущие силы раз-я одинаковы, в разных условиях, будут псих-ки и поведен-ки раз-ся по разному. Чем более благоприятны условия для раз-ия реб-ка, тем больше он может достичь.

Выготский обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии лич-ти: обучение долно идти впереди раз-я лич-ти и вести его за собой. Он выделил 2 уровня умственного раз-я реб-ка: 1 уровень актуального раз-я как наличный уровень подготовленности ученика, кот хар-ся тем, какие задания он может выполнить самос-но.2 уровень-зона ближайшегго развития, обозначает то, что реб-к не может выполнить самост-но, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что входило в зону ближайшего раз-я, в процесе обучения переходит на уровень актуального раз-я.

Реб-к к пост-ю в школу уже дост-ет весьма высокого уровня раз-ия, обесп-го свободное усвоение шк-ой уч-ой прог-мы. Псих-ая готовность к шк-ле- сложное обр-ие, предп-ее достат-но высокий уровень раз-ия мотвац-й, интел-ой, сфер и сферы произ-ти. К пост-ю в школу у ркб-ка должны быть дост-но раз-ты самоконторль, труд-е умения и навыки, умения общ-ся с людьми, ролевое пов-е, и все поз-ые процессы, а так же кач-ва связ-е с выпол-ем им раз-х видов деят-ти. для того чтобы реб-к был практ-ки готов к обуч-ию и усвоению знаний необ-мо, чтобы каждая из назв-х хар-к была у него достат-но раз-та. Раз-ть восприятия прояв-ся в его избир-ти, осмысл-ти. Внимание детей должно стать произ-ым, обл-им нужным объёмом, устойчивостью, распед-ем, переключ-ю. Память должна стать произ-ой, чтобы реб-к распол-л раз-ми эффектив-ми ср-ми для запом-ия, сохр-ия и воспроиз-я уч мат-ла. С вообр-ем проблем не воз-ет, т.к. дети облад-т богатым и хорошо разв-м вообр-ем. Большое значение имеет мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и пред-но во всех 3 осн-х формах: наглядно-дейст-ой, нагл-но-образной, словесно-логической. К концу дош-го воз-та имеются 3 линии раз-ия: 1.- линия формир-ия произ-го пов-ия, когда реб-к может подчин-ся школ-м правилам. 2.-линия овладения ср-ми и эталонами поз-ой деят-ти, кот поз-ет реб-ку перейти к пониманию сохр-ия кол-ва. 3. – линпия перехода от эгоцентризма к децентрации. Раз-ие по этим линиям опред-ет готовность реб-ка к шк-му обучению. К этим 3 линиям следует добавить мотивационную готовность, интел-ую гот-ть и волевую. Интел-ая гот-ть вкл-ет в себя: ориетировку в окр-ем; запас знаний, раз-ие мысл-х процессов; раз-ие раз-х типов памяти; раз-ие произ-го внимания. Мотив-я готовность к шк-е: внутр-я мот-я, т.е. реб-к хочет идти в школу, потому что там итересно, и он хочет много знать, а не потому, что у него будет новый ранец или род-ли пообещали купить ему велосипед (внеш-я мот-ия). Под-ка реб-ка к шк-ле вкл-ет форм-е у него гот-ти к прин-ию новой «соц позиции» - положения шк-ка, имеющего круг важных обяз-ей и прав, заним-го иное, по сравнению с дош-ми, особое положение в об-ве. Волевая гот-ть к шк-ле. Серёзного вним-я треб-ет и формирование волевой гот-ти будущ-го первок-ка. Ведь его ждёт напряж-й труд, от него потр-ся делать то, что от него потр-ет уч-ль. К 6 годам проис-т оформ-е осн-х элем-ов волевого дей-ия: реб-к способен пост-ть цель, принять реш-ие, оценить рез-т своего дей-ия. Выготский -говорил, что гот-ть к шк-мк об-ию формир-ся в ходе самого обуч-ия. переход к сис-ме шк-го об-ия- это переход к усвоению науч-х понятий. Псих-ую гот-ть детей к обу-ю в шк-ле может устан-ть только компл-ое психодиагност-ое обс-ие. Оно может быть осущ-но проф-но подгот-ми псих-ми, раб-ми в сист-ме об-ия, совместно с уч-ми пред-ми и воспит-ми. Диагностика должна опир-ся не на пед-ий подход (гот-ть по уровню сформир-ти уч навыков), а на псих-й под-д (гот-ть общего псих-го раз-ия реб-ка). Компл-й пок-ль гот-ти к шк-ле должен учит-ть интел-ую, эмоц-ую и соу-ю сферу. Возраст 6-7л явл переходным, крит-м воз-ом, при этом в психод-ке детей след-ет учит-ть новооб-ия прош-го воз-го периода, т.е. оценить сформир-ть игровой деят-ти, а так же диагностир-ть зачатки уч новооб-й6 спос-ть к элемент-м логич-м выводам. Трад-й псих-й подход к оценке гот-ти реб-ка к шк-ле баз-ся на след-ем положении: дети 6-7 л в среднем спос-ны выпол-ть опред-й набор интел-х заданий на опред-ом уровне, и если рез-ты тестир-ия реб-ка не хуже воз-го норм-ва интел-го раз-ия – он готов к школе.


Прочие статьи:

Анализ письменных работ учащихся 5 и 6 классов МОУ «Основная общеобразовательная школа № 14» г. Вологды на предмет соблюдения лексических норм
В ходе педагогической практики в МОУ «Основная общеобразовательная школа № 14» г.Вологды были проанализированы письменные работы учащихся 5 и 6 классов с целью выявления ошибок, связанных с нарушением лексических норм русского языка. В 5 классе было проверено 25 тетрадей по развитию речи. В течение ...

Понятие и значение предметно – развивающей среды для развития дошкольника
В самом общем смысле понятие «среда» понимается как «окружение». Наряду с термином «среда» активно используется ещё целый ряд терминов, таких как «среда человека», «окружающая среда» и т.д. Определяя «среду человека» большинство учёных отмечает, что среда – является сложным образованием, включающим ...

Определение понятия "вербальная агрессия"
Прежде чем перейти к непосредственному изучению вербальной агрессии в школьной речевой среде, необходимо дать определение этого понятия, поскольку до сих пор единого мнения ученых относительно решения данного вопроса не существует. Между тем необходимость отличать вербальную агрессию от других видо ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru