Несмотря на то, что органы слуха и равновесия рассматриваются в одном разделе, их анализ целесообразно разделить, потому что слух по значению является вторым органом чувств после зрения и с ним связана звуковая речь. Важно еще и то, что совместное рассмотрение органов слуха и равновесия иногда приводит к путанице: мешочки и полукружные каналы школьники относят к органам слуха, что неверно, хотя органы равновесия действительно находятся по соседству с улиткой, в полости пирамид височных костей.
Перед объяснением на доске полезно составить следующую схему и заполнять ее по ходу объяснения:
После заполнения схемы можно перейти к рассмотрению слухового анализатора заболеваний уха. Полезно рассказать, как следует делать компресс на область среднего уха, подчеркнув, что ушную раковину при этом закрывать не надо.
Закончить изложение можно рассмотрением табл. 5 па с. 205 учебника, разъяснив вред шума и способы экологической защиты от него: насаждение деревьев и кустарников, использование материалов, ослабляющих шум. Полезно показать на опыте значение слуховой тени. Для этого достаточно открыть дверь класса в шумный коридор, а затем закрыть ее — шум уменьшится. Комфорт в помещении может создать негромкая музыка, которая заглушает разговоры соседей.
II. Изучение нового материала
1. Демонстрация отделов уха на модели и в таблице; демонстрация внутренней части черепной коробки с пирамидами
сочных костей, где находится среднее и внутреннее ухо выполнить работу 169 в рабочей тетради № 2.
Рассказ о строении и функции каждого отдела уха с заполнением таблицы.
Разъяснение правил гигиенического ухода за ушной раковиной и слуховым проходом. Разбор причин, приводящих к заболеванию среднего уха. При показе приемов наложения компресса на область среднего уха можно показать на черепе, что среднее и внутреннее ухо находится за ушной раковиной.
Сведения об экологическом слуховом комфорте, вреде шума и необходимости борьбы с ним.
В заключение урока можно рассказать о звуковых иллюзиях: нарастание звука обычно создает иллюзию приближения предмета, а угасание звука — его удаления. Проиллюстрировать это на примере песни «Полюшко-поле» в исполнении мужского хора.
Прочие статьи:
Педагогическая импровизация: исторический аспект
Исследователи в области педагогики уже давно обратили внимание на необходимость развития творческой личности учителя, но педагогической импровизации, неотъемлемому компоненту педагогической деятельности, до недавних пор уделялось недостаточно внимания. Слово «импровизация» (лат. improvisus) означае ...
Этап активного и сознательного усвоения новых знаний
Активные методы обучения в сочетании с использованием мультимедиа помогают изменить роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса. Основным средством активизации обучения является самостоятельная работа школьников. Например, самостоятельно учащиеся вы ...
Влияние сформированности пространственно зрительного гнозиса и оптико –
пространственных представлений на усвоение ребенком письменной речи
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавл ...