Учащиеся выполняют задания рубрик «Какие утверждения верны? На с. 84 учебника.
«Рассмотрите рисунок» на с. 84 и «Выберите правильный ответ»на с.85
IV. Обобщение.
Тестовые задания.
Чем заполнена полость внутреннего уха?
воздух
жидкость
вакуум
Как соединены слуховые косточки?
подвижно
неподвижно
полуподвижно
Орган равновесия.
три полукружных канала
отолитовый аппарат
евстахиева труба
Посредством чего передаются звуковые колебания от стремечка к волоконцам улитки?
воздух
мембрана
жидкость
прямой контакт
Что находится во внутреннем ухе?
ушные косточки
улитка
полукружные каналы
отолитовый аппарат
Самые маленькие кости.
лопатки
ребра
слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко
позвоночник
Ответы: (1-б; 2-а; 3-а,б; 4-б,в; 5-б,в,г; 6-в)
Оценивание работы учащихся.
Задание на дом:
изучить текст учебника на с. 80-83;
уметь показать на рисунке части анализатора слуха.
Урок 2. Анализаторы слуха и равновесия
Задачи: сформулировать новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях анализаторов слуха и равновесия, о гигиене органа слуха; показать роль анализаторов в связи организма со средой; продолжить развитие общеучебных умений и навыков (работа с текстом и рисунками учебника, опорными схемами); разъяснить правила гигиены слуха и равновесия; способствовать выработке полезных привычек соблюдать эти правила; пpoдoлжить развитие интеллекта учащихся через решение биологических задач, требующих логического мышления и применения гигиенических правил на практике.
Оборудование: демонстрационные таблицы; модели органа слуха; видеоматериалы.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний учащихся об изученных анализаторах. (Фронтальная беседа по вопросам учителя; взаимоконтроль в паре. «Проверьте свои знания» – письменная или устная работа; сравнение анализатора с рефлекторной дугой по таблицам, ответ на вопрос: «Что вы знаете о гигиене зрения?»)
1.Опрос-«цепочка» по следующим вопросам (ответ обосновать).
Почему рабочее место должно быть хорошо освещено?
С какой стороны должен падать свет на рабочее место?
Почему глаза нужно оберегать от загрязнения?
Почему не рекомендуется читать лежа и в идущем транспорте?
Почему курение оказывает отрицательное влияние на зрение?
Зачем рекомендуется употреблять в пищу свежую морковь?
2. Индивидуальное дифференцированное задание.
I вариант
Как возникает изображение предметов на сетчатке? (Показать на схеме и объяснить.)
II вариант
Перечислите отделы глаза, через которые проходит свет.
III вариант
На «немой» схеме (модели) показать части глаза.
II. Изучение нового материала о слуховом анализаторе и анализаторе равновесия.
1. Строение органа слуха. (Лабораторная работа учащихся, самостоятельная работа с учебником: текстом, рисунками, моделями. Заполнение таблицы.)
2. Функции органа слуха. (Рассказ учителя с элементами беседы по результатам лабораторной работы. Формирование выводов.)
3. Орган равновесия. (Рассказ учителя с демонстрацией таблицы.)
4. Передача звуковых колебаний, их восприятие и анализ. (Рассказ учителя с элементами беседы о звуковом анализаторе.)
5. Причины ослабления слуха. Предупреждение нарушения слуха. (Рассказ учителя с элементами беседы; составление «Памятки по гигиене органов слуха и равновесия».)
6. Положение тела и его частей в пространстве. Состояние невесомости в космосе и полете. Нарушения в деятельности анализатора равновесия. (Рассказ учителя с демонстрацией таблиц, видеоматериалов.)
III. Закрепление знаний об органах слуха и равновесия.
1. Фронтальная беседа учителя по вопросам.
Почему некоторых людей «укачивает» в транспорте? Где расположены слуховые косточки и каково их значение?
В какой части органа слуха механические колебания преобразуются в нервные импульсы?
Как защитить орган слуха от повреждения?
2. Составить план рассказа по теме «Анализаторы слуха и равновесия».
3. Групповая работа (задания-вопросы на карточках).
IV. Задание на дом: проработать все задания; повторить пройденный материал
Прочие статьи:
Влияние педагогического стиля деятельности на характер и эффективность
педагогической импровизации
В результате анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу о зависимости использования импровизации учителем на уроке от педагогического стиля деятельности. Он выделяется на основании критериев методичности – импровизационности и эмоциональности – рассудительности. Наиболее оптимал ...
Экспериментальное изучение употребления сложных предложений учащимися 3
класса с ОНР
Экспериментальное исследование было проведено на базе школы 8 типа № 30 г. Минска. Цель экспериментального исследования – выявление особенностей употребления сложных предложений учащимися 3 класса с ОНР. В качестве испытуемых выступили 30 учеников 3 класса. Диагноз школьников – ОНР 3 уровня. Исслед ...
Педагогическая антропология как наука
Чрезмерное обилие разнообразной информации, полученной антропологами во всех концах света, привело как к дифференциации внутри самой науки о происхождении видов, вычленению из нее самостоятельных научных направлений, так и к возрастанию интереса к человеку со стороны других гуманитарных наук и возн ...