Обучение двигательным умениям и навыкам на основе использования технологии личностно-ориентированного подхода в учебном процессе

Статьи об образовании » Обучение двигательным умениям и навыкам на основе использования технологии личностно-ориентированного подхода в учебном процессе

На современном этапе развития нашего общества требуется воспитание нового человека, в котором органически сочеталось бы духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство.

Под «физическим совершенством» прежде всего понимается идеальное здоровье, гармоническое физическое развитие, хорошо развитые двигательные функции, всесторонняя физическая подготовленность. Из обширного круга проблем, касающихся физического совершенствования мы хотим более внимательно рассмотреть вопрос о физической подготовленности в процессе возрастного развития школьников.

Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности – это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил.

Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, так как в этих движениях участвует одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуется подвижность нервных процессов.

В процессе развития двигательных способностей человека особое место занимает разносторонняя физическая подготовленность.

В ряде источников (Л.П. Матвеев, Н.Г.Озолин, А.О. Романов, ; В.М. Заумерский, З.И. Кузнецова ) физическую подготовленность характеризуют совокупностью таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость. Она в значительной степени определяется морфологическими особенностями и функциональным состоянием всего организма и отдельных его систем, и в первую очередь – сердечнососудистой и дыхательной систем.

Г.М. Куколевский и Н.Д. Граевская В.Л. Карпман отмечают, что в процессе систематической тренировки происходит постепенное приспособление организма к нагрузкам, сопряженной с функциональной и морфологической перестройкой различных органов и систем, расширением их потенциальных возможностей.

Физиологические сдвиги в организме в процессе систематических занятий физической культурой и спортом происходят параллельно с совершенствованием двигательных навыков, развитием физических качеств, овладением техникой и тактикой в избранном виде спорта. Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности – это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил.

Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, так как в этих движениях участвует одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуется подвижность нервных процессов, эффективной мышечной деятельности.

Проблема разработки системы воспитания в области школьной физической культуры в последнее время все больше привлекает внимание специалистов. Это объясняется объективно сложившейся негативной ситуацией в подготовке учащихся общеобразовательной школы по учебному предмету "физическая культура".

В этой связи приобретает решающее значение знание личностных характеристик школьников разного возраста, которые, как показали исследования , определяют эффективность учебно-педагогического процесса в области физической культуры .

Таким образом, можно предположить, что разработка образовательной программы по физической культуре, ориентированной на личностные показатели школьников, позволит более полно формировать знания, умения и навыки в области физической культуры в соответствии с индивидуальными особенностями личности и в конечном итоге существенно повысить эффективность адаптации ребенка в обществе.

Целью работы было выявление новых подходов к воспитанию школьников по физической культуре на основе реализации личностно ориентированного подхода.

Были использованы следующие методы исследования:

- Оценка владения знаниями по физической культуре, представленными в разработанной программе личностно ориентированного воспитания по физической культуре и в комплексной программе физического воспитания, осуществлялась по пятибалльной системе учителем физической культуры на основе разработанных рекомендаций

- Оценка уровня двигательной подготовленности проведена на основе тестирования трех двигательных качеств - быстроты (бег на 30 м), силы (подтягивание на перекладине) и гибкости (наклон вперед из положения сидя). Все результаты оценивались по данным, представленным в комплексной программе физического воспитания учащихся начальной школы .

- Исследован уровень сформированности культуры движений школьников. Техника упражнений на точность выполнения основных положений рук, ног, туловища, бросков малого мяча в цель, лазанья по гимнастической стенке, ходьбы по гимнастической скамейке оценивалась по двенадцатибалльной системе, и высчитывался средний балл.

- Тестирование уровня сформированности культурологических стремлений и социально значимых качеств личности осуществлялось методом анкетирования .

- Отбор технологий личностно ориентированного воспитания по физической культуре осуществлялся на основе компонентов личностно ориентированного физкультурного воспитания учащихся школы .

Цель личностно ориентированного воспитания по физической культуре - формирование личности учащихся общеобразовательной школы средствами физической культуры.

Задачи личностно ориентированного воспитания по физической культуре:

- формирование знаний по физической культуре (образовательная деятельность);

- формирование умений (оздоровительная деятельность);

- формирование двигательной подготовленности (развивающая деятельность);

- формирование культурологических стремлений (воспитательная деятельность);

- формирование социально значимых качеств личности (воспитательная деятельность).

Основой содержания личностно ориентированного воспитания по физической культуре учащихся школы являются двигательные умения и навыки, на базе которых строится система воспитания по физической культуре.

Базой для такого подхода послужили основные цели и задачи личностно ориентированного воспитания по физической культуре, где приоритетом является двигательная деятельность, то есть двигательные умения и навыки.


Прочие статьи:

Современная ситуация в области профориентационной работы
В настоящее время, среди требований, предъявляемых к школьной системе, обострилось требование формирования навыков поведения в современной динамичной и конкурентной среде, где требуется принятие и реализация самостоятельных решений. По данным собственных исследований А.Г. Каспаржак говорит, что вып ...

Основные моменты системы правового воспитания в школе
Воспитание и самовоспитание соучастников образовательной деятельности снова становится актуальной общественной проблемой развития современной системы образования. Однако, традиционное для нашей школы понимание воспитания как целенаправленного воздействия на человека, прививающего ему потребные обще ...

Роль дидактических игр и лексических упражнений в обогащении, закреплении и активизации словаря
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru