Эвристическая модель как основной компонент концепции реализации теории эстетического освоения мира учащимися

Статьи об образовании » Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей » Эвристическая модель как основной компонент концепции реализации теории эстетического освоения мира учащимися

Страница 1

Предлагаемая нами эвристическая модель является динамичной и многоуровневой, выступает необходимой не только в качестве исходной теоретической разработки, концепции, исходного образца, но и в качестве действенного механизма формирования и развития программы исследования и реализации мироосваивающей деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования.

Моделирование позволило увидеть связи, лежащие, согласно предположению, в основе выделенной группы наблюдаемых явлений (эстетического освоения мира, специфики образного отражения многомерной действительности, формировании эстетических констант в мировосприятии учащегося, гармоничной социализации личности, создании эстетически окрашенной среды). Выступая аналогом фрагмента действительности, мироосваивающая деятельность учащихся представлена как компонент образовательного процесса в УДО, как совокупность занятий по освоению мира.

Обоснованная и апробированная нами эвристическая модель процесса эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей отражает в совокупности целевой (развитие субъектности и эстетически ориентированной позиции личности), содержательный (виды познания, творчества и развивающего досуга по различным направлениям: декоративно-прикладного, туристско-спортивного, художественного, хореографического, музыкального, социокультурного характера) технологический (технология МДС, моделирование звуковых картин, эмоц-образный тренинг, полихудожественные методы, имаго-техники вдохновения, эвристическая работа с сюжетом и др.) и аналитико-результативный (гностический, эмоциональный, деятельностный критерии и адекватные им показатели, диагностический инструментарий мониторинга, позволяющего выявить уровни сформированности эстетической позиции личности в освоении мира, а также эффективность реализации научно-обоснованной в исследовании социально-педагогической теории); структурные блоки, выступающие в качестве технологической основы проектирования и реализации мироосваивающей деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования детей (Рис.1).

Целевой

блок эвристической модели - ведущий целевой ориентир нашего исследования – формирование способной к эстетическому освоению мира личности как субъекта дополнительного образования, развитие личности, владеющей технологией мироосваивающей деятельности в социуме, осуществляющей рефлексию как способность познавать не только окружающий мир, но и самого себя. Сформированность эстетической позиции личности, являющейся индикатором эстетической культуры учащегося проявляет личностную направленность на поиск и создание красоты, соразмерности, гармонии во взаимоотношениях и социальных явлениях в целях гармонизации жизнедеятельности на основе знаний, умений и прочувствования эстетического богатства мира.

Содержательный блокмодели отражает наличие основных направлений содержания, видов и форм мироосваивающей деятельности учащихся, интегрирующей процессы эстетического восприятия, познания и преобразования объектов, явлений и субъектов окружающего мира, предусматривает сопряженность образовательных вариативных и индивидуальных программ для учащихся; совокупность приобретаемых учащимися эстетических знаний, ценностей, умений, навыков в избранном деле на предметном и надпредметном уровнях; опыта гуманизации отношений, креатива в эстетическом преобразовании среды и микроокружения.

В дополнительном образовании в процессе решения педагогических задач в творческой деятельности каждого направления (декоративно-прикладного, познавательного, туристско-спортивного, художественного, музыкального, досугового), ведущим становилось формирование эстетической установки на созерцание, наслаждение красоты и преобразование мира, позволяющей глубже понять и объективный смысл жизни.

Технологический блок моделивключает технологию мироосваивающей деятельности в социуме как системы последовательных взаимосвязанных процедур и операций, направленных на достижение цели формирования эстетически ориентированной личности, которая содержит этапы и процедуры пошаговой ее реализации, включая вводный, диагностический, прогностический, практический, рефлексивный, коррелирующих с эффективным применением определенных эстетически обогащающих техник.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Математические загадки
Немаловажное значение на уроках математики в начальных классах имеют загадки. Они расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы учителем во время внеклассной работы, на уроке, во время отдыха, так как интересны д ...

Выявление уровня умения самостоятельно применять усвоенные знания в условиях дидактической игры
Выбор детей данного возраста носил не случайный характер, т.к. работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является частью их общей подготовки к школе. Формирование элементарных математических представлений способствует развитию тех качеств, которые ...

Взаимоотношения учителя и ученика в процессе обучения и воспитания
В.А. Сухомлинский считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно исходя из подобных установок в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чте ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru