Формирование навыков словообразования у детей с ОНР

Статьи об образовании » Формирование навыков словообразования у детей с ОНР

Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи, в соответствии с особенностями его развития. Но для того, чтобы грамотно воспитывать ребенка, формировать его речь, как важнейший фактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с ребенком в процессе его развития. Особенно важно распознавать на самых ранних стадиях проблемы с речью, если они есть у ребенка.

Речь - не только средство коммуникации, но и способ развития мышления, овладения новыми знаниями и умениями. Но ребенок не рождается с готовой сложившейся речью: она формируется в процессе его жизни в обществе. Недаром "маугли", чаще всего так и не могут овладеть полноценной речью.

Таким образом, развитие речи, ранняя диагностика ее нарушений - задача и родителей, и воспитателей, и логопедов. Важно точно знать степень развития ребенка, а также причины недоразвития его речи. Причинами могут оказаться не только тяжелые расстройства, но недостаток в общении, недоразвитие мелкой моторики и т.д.

Тема нашей курсовой работы: "Формирование навыков словообразования у детей с ОНР", остается актуальной, несмотря на то, что о формирование речи вообще и нарушениях речи у детей с разными патологиями написано достаточно много литературы. Тем не менее, работ по словообразованию у детей с нормальным развитием речи, как и работ по словообразованию у детей с общим недоразвитием речи, недостаточно.

Совершенной загадкой для ученых до сих пор остается причина появления в определенном возрасте, а затем полное исчезновение словотворчества у детей. Очень важно разделить словотворчество нормально развивающегося ребенка и ошибки в словообразовании у детей с общим недоразвитием речи.

Проблемой развития речи, причиной и формой ее нарушения, а также способами коррекции занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн. др. Тем не менее, и здесь много нерешенного. Так, явно не хватает работ дифференцированно подходящих к работе с разными группами детей с общим недоразвитием речи. Ведь к общему недоразвитию речи относят и детей с дизартрией, ринолалией и другими тяжелыми поражениями речевой деятельности, но есть и такие, недоразвитие речи которых легко устранимо. Поэтому следует четко разделять детей с общим недоразвитием речи по группам, работая с каждой по особой программе. Предполагается, что в игре ребенок примеряет на себя совсем иные роли и ему легче преодолеть те недостатки, которые он не может преодолеть в реальности. Исходя из этого наша гипотеза: дидактическая игра - эффективное средство коррекционной работы по преодолению нарушений словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель исследования: исследовать проявление нарушений словообразования у детей с общим недоразвитием речи и процесс коррекции данных нарушений с использованием научно обоснованных методик.

Объект исследования: речевое развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: коррекция нарушений словообразования у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: если в дошкольном образовательном учреждении, в котором обучаются дети с ОНР, внедрить методику, направленную на формирование навыков словообразования этих детей, которая бы учитывала их психические, личностные особенности и специфику данного нарушения, то в результате мы получим качественное развитие навыков словообразования данного контингента детей.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Провести экспериментальные исследования по коррекции нарушения словообразования у детей с общим недоразвитием речи.

3. Оформить полученные в ходе исследования результаты и провести их анализ.

5. Разработать систему коррекционной работы по формированию навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи.

Методы исследования: Теоретические: анализ психолого-педагогических научных работ по теме исследования, обобщение полученных данных.

Практические: педагогическое наблюдение, констатирующий и формирующий эксперимент, беседа.

Экспериментальная база. Экспериментом охвачено 10 детей (дошкольников 5-6 лет) с общим недоразвитием речи и 10-с нормальным речевым развитием, обучающихся в дошкольном образовательном учреждении №139, города Магнитогорска.


Прочие статьи:

Культурно–гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка
Ребенок с момента рождения является социальным существом, ведь уход за ним направлен на введение его в мир взрослых, хотя родители и педагоги не всегда это осознают. Одеяло, соска, пеленка и прочие предметы – объекты, с помощью которых взрослый вводит малыша в социальный мир. С помощью этих предмет ...

Математические загадки
Немаловажное значение на уроках математики в начальных классах имеют загадки. Они расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы учителем во время внеклассной работы, на уроке, во время отдыха, так как интересны д ...

Роскошь поощрения
В наши дни в теории прочно утвердилась мысль о том, что преобладать должны методы положительного подкрепления, поскольку они и более гуманны, и более эффективны. Это явилось результатом, с одной стороны, прогресса этики, а с другой стороны — данных психологической науки. Последние показали, что вер ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru