Воспитание – рассматривается в пед-ке в широком и в узком смысле. В широком – это передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. В узком – это целенаправленная деят-ть по формированию у детей системы качеств лич-ти, взглядов и убеждений. Воспитание яв-ся двусторонним процессом, т.е. в нем участвуют всегда два субъекта воспитатель и воспитанник, тоже самое можно сказать об обучении и образовании. http://only-paper.ru/ оригами из бумаги схемы цветов.
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие лич-и и предполагает гуманный характер отношений м/у участниками пед-го процесса. Цель – это идеальное представление о результате. Яв-ся исходной точкой для организация деят-ти. Она определяет содержание, методы, формы деят-ти. Существует проблема: «каким представляется идеал человека данного общества».
Выделяют несколько аспектов проблемы целей воспитания:
1. Соотношение идеальной и реальной цели. Необходимо формулировать систему целей, достижении к-х реально в этом воспитательном процессе.
2. Трудность в определении и фиксации уровней достижения целей.
3. Субъективный характер цели. Содержание цели во многом зависит от личности воспитанника и воспитателя. Воспитатель акцентирует цель в отношении со своим воспитанникам, установками, мировоззрением.
Вывод: при формировании цели различают общие и индивидуальные цели воспитания.
Цели воспитания в различных педагогических концепциях:
Теория коммунистического воспитания. Цель – воспитание всесторонне и гармонично развитой личности сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Демократическая концепция. Цель – приближение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности. Формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с самим собой.
Прагматическая концепция. Цель – воспитание социально компетентной личности. Воспитание автономной личности способной к позитивному изменению и совершенствованию себя и окружающей действительности.
Концепция свободного воспитания. Цель – свободное развитие личности, развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации, самоутверждению.
Система целей воспитания. Целенаправленное влияние на развитие потребностей личности к саморазвитию, самопониманию, самоопределению, самореализации, личностной саморегуляции, соразвитию.
Понятие «лич-ть» яв-ся ценностным понятием, выражающим идеал ч-а. система ценностей м. рассматриваться как выраженная в идеальной форме стратегия поведения, а мотивы – как его тактика. В ценностных ориентациях прояв-ся исторический опыт накопленный чел-ом, воплощенный в системы критериев, норм, эталонов. Ценностные ориентации прояв-ся в нравственных идеалах. Становление личостного в ч-ке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры.
Прочие статьи:
Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса
и педагогической мысли
1. Усиление базового образования. Базис – обязательный минимум содержания образования. В США базис состоит – англ. яз., литературы, математики, соц.науки, компьютерная техника, естествознание. Все остальное по выбору. В Англии – англ., лит-ра, религия, математика. По выбору до 1000 предметов. К 60 ...
Игровые занятия с младшими школьниками с ЗПР
Я проводила занятия с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) в коррекционном классе дошкольного учреждения №14 г. Клинцы. Многим детям данной возрастной категории трудно дается выполнение заданий по обобщению и абстрагированию, у них слабо развиты многие психичес ...
Биосферное мировоззрение
Блаженный Августин разделял государства на те, которые составляют “Град Божий” и “Град Земной”. Это примечательная дивизация сохраняется как это ни удивительно, сохраняется до сих пор, но уже в модернизированном виде. Дело всё в том, что в экологической культуре существует представление о наличии д ...