Воспитание как общественное и педагогическое явление. Цели и ценности гуманистического воспитания

Статьи об образовании » Методы обучения и система образования » Воспитание как общественное и педагогическое явление. Цели и ценности гуманистического воспитания

Воспитание – рассматривается в пед-ке в широком и в узком смысле. В широком – это передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. В узком – это целенаправленная деят-ть по формированию у детей системы качеств лич-ти, взглядов и убеждений. Воспитание яв-ся двусторонним процессом, т.е. в нем участвуют всегда два субъекта воспитатель и воспитанник, тоже самое можно сказать об обучении и образовании.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие лич-и и предполагает гуманный характер отношений м/у участниками пед-го процесса. Цель – это идеальное представление о результате. Яв-ся исходной точкой для организация деят-ти. Она определяет содержание, методы, формы деят-ти. Существует проблема: «каким представляется идеал человека данного общества».

Выделяют несколько аспектов проблемы целей воспитания:

1. Соотношение идеальной и реальной цели. Необходимо формулировать систему целей, достижении к-х реально в этом воспитательном процессе.

2. Трудность в определении и фиксации уровней достижения целей.

3. Субъективный характер цели. Содержание цели во многом зависит от личности воспитанника и воспитателя. Воспитатель акцентирует цель в отношении со своим воспитанникам, установками, мировоззрением.

Вывод: при формировании цели различают общие и индивидуальные цели воспитания.

Цели воспитания в различных педагогических концепциях:

Теория коммунистического воспитания. Цель – воспитание всесторонне и гармонично развитой личности сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Демократическая концепция. Цель – приближение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности. Формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с самим собой.

Прагматическая концепция. Цель – воспитание социально компетентной личности. Воспитание автономной личности способной к позитивному изменению и совершенствованию себя и окружающей действительности.

Концепция свободного воспитания. Цель – свободное развитие личности, развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации, самоутверждению.

Система целей воспитания. Целенаправленное влияние на развитие потребностей личности к саморазвитию, самопониманию, самоопределению, самореализации, личностной саморегуляции, соразвитию.

Понятие «лич-ть» яв-ся ценностным понятием, выражающим идеал ч-а. система ценностей м. рассматриваться как выраженная в идеальной форме стратегия поведения, а мотивы – как его тактика. В ценностных ориентациях прояв-ся исторический опыт накопленный чел-ом, воплощенный в системы критериев, норм, эталонов. Ценностные ориентации прояв-ся в нравственных идеалах. Становление личостного в ч-ке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры.


Прочие статьи:

Методика предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса
С помощью адаптированной Н.В.Гришиной методики американского социального психолога К.Н.Томаса (1973) определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, в школьной команде, стремится ли он к компро ...

Пути воспитания внимания
Видное место в воспитании непроизвольного внимания занимает формирование у детей умения видеть и слышать, подмечать окружающее, наблюдать факты и явления, причем делать это без особых усилий, в силу постоянного стремления как можно полнее и лучше ознакомиться с действительностью. Для этого следует ...

Чтение – рассматривание как основной метод работы с книгой
На этот вопрос ответила специальная исследовательская работа, проведенная коллективом ученых под руководством Н.Н. Светловской. Было доказано, что общение ребенка с книгой имеет свои закономерности и работе с книгой нужно целенаправленно учить. Цель внеклассного чтения ученый обозначила следующим о ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru