Воспитание как общественное и педагогическое явление. Цели и ценности гуманистического воспитания

Статьи об образовании » Методы обучения и система образования » Воспитание как общественное и педагогическое явление. Цели и ценности гуманистического воспитания

Воспитание – рассматривается в пед-ке в широком и в узком смысле. В широком – это передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. В узком – это целенаправленная деят-ть по формированию у детей системы качеств лич-ти, взглядов и убеждений. Воспитание яв-ся двусторонним процессом, т.е. в нем участвуют всегда два субъекта воспитатель и воспитанник, тоже самое можно сказать об обучении и образовании.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие лич-и и предполагает гуманный характер отношений м/у участниками пед-го процесса. Цель – это идеальное представление о результате. Яв-ся исходной точкой для организация деят-ти. Она определяет содержание, методы, формы деят-ти. Существует проблема: «каким представляется идеал человека данного общества».

Выделяют несколько аспектов проблемы целей воспитания:

1. Соотношение идеальной и реальной цели. Необходимо формулировать систему целей, достижении к-х реально в этом воспитательном процессе.

2. Трудность в определении и фиксации уровней достижения целей.

3. Субъективный характер цели. Содержание цели во многом зависит от личности воспитанника и воспитателя. Воспитатель акцентирует цель в отношении со своим воспитанникам, установками, мировоззрением.

Вывод: при формировании цели различают общие и индивидуальные цели воспитания.

Цели воспитания в различных педагогических концепциях:

Теория коммунистического воспитания. Цель – воспитание всесторонне и гармонично развитой личности сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Демократическая концепция. Цель – приближение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности. Формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с самим собой.

Прагматическая концепция. Цель – воспитание социально компетентной личности. Воспитание автономной личности способной к позитивному изменению и совершенствованию себя и окружающей действительности.

Концепция свободного воспитания. Цель – свободное развитие личности, развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации, самоутверждению.

Система целей воспитания. Целенаправленное влияние на развитие потребностей личности к саморазвитию, самопониманию, самоопределению, самореализации, личностной саморегуляции, соразвитию.

Понятие «лич-ть» яв-ся ценностным понятием, выражающим идеал ч-а. система ценностей м. рассматриваться как выраженная в идеальной форме стратегия поведения, а мотивы – как его тактика. В ценностных ориентациях прояв-ся исторический опыт накопленный чел-ом, воплощенный в системы критериев, норм, эталонов. Ценностные ориентации прояв-ся в нравственных идеалах. Становление личостного в ч-ке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры.


Прочие статьи:

Характеристика акустической дисграфии у детей 5-6 лет с ОНР III-IV уровня
Впервые термин общее недоразвитие речи был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной. Понятие общего недоразвития речи (ОНР) и в настоящее время активно используется для формирования логопедических групп детей при дошкольных учреждениях. Общее недоразв ...

Ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника
ролевая игра младший дошкольный возраст В.С. Мухина считает, что дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане о ...

Содержание теоретической готовности учителя
Содержание теоретической готовности учителя нередко понимается лишь как определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний. Но формирование знаний, как же отмечалось, не самоцель. Знания, лежащие в структуре опыта учителя мертвым грузом, не будучи к тому же сведенными в систему ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru