Современные оптико – пространственных представлений у младших школьников базируется на фундаментальных исследованиях П.К. Анохина, Л.С. Выготский, А.Л. Лурия, Л.С.Цветковой, Т.В. Ахутиной и др., рассматривающих высшие психические функции как сложные системы, имеющие многоуровневые иерархические строения. В функциональной системе дисграфии тесно связанны друг с другом речевые и зрительные компоненты, каждый из которых имеет особое значение для формирования определенных операций оптико – пространственных представлений. (Т.А.Алтухова, С.Ф.Иваненко, Л.С.Цветкова). Выбор конкретных приемов и методов зависит от типа дисграфии.
Трудности овладения навыком письма учащимся начальных классов общеобразовательной школы выявляются довольно часто. Имеется ряд работ, посвященных коррекции нарушений письма учащихся общеобразовательных школ (И.Н. Садовникова, А.Ф.Спирова, А.В. Ястребова). В отдельных исследованиях представлен анализ некоторых механизмов нарушения письма (О.Б.Иншакова, А.Н.Корнев, Р.Е.Левина).[3, 30] В тоже время многие теоретические вопросы трудностей обучения письму остаются малоизученными. В целом форрмирование навыка письма изучено мало.
Темой дипломной работы является «Формирование оптико – пространственных представлений у младших школьников с оптической дисграфией».
Таким образом, актуальность нашего исследования определяется значимостью проблемы трудностей обучения письму младших школьников общеобразовательной школы.
Проблема исследования: каково состояние оптико – пространственных представлений у младших школьников общеобразовательной школы, у которых выражена оптическая дисграфия письма появляющаяся в 1-2 классе. Это составляет цель моего исследования.
Объект оптическая дисграфия и ее коррекция у учащихся начальных классов.
Предметом исследования являются особенности оптико – пространственных представлений у младших школьников и их влияние на усвоение навыков письма.
Гипотеза – Разработанные нами рекомендации окажут логопеду существенную помощь при коррекции недостатков оптико – пространственной дисграфии и повлияет тем самым на качество усвоения навыков письма.
В соответствии с целью и предметом были поставлены следующие задачи;
1. На основе изучения теоретических источников дать характеристику о роли сформированности недостатков письма, и его усвоение.
2. Обследовать специфические ошибки письма у младших школьников.
3. Разработать коррекционно - формирующего воздействия в процессе исправления нарушений письма.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются теоретическиго исследования; анализ психолого – педагогической, медицинской и социальной литературы, отражаюшей состояние изучаемой проблемы; наглядные, словесные и практические.
Практическая значимость работы заключается в преодоления сформированности письма у младших школьников определяется понимание оптико – пространственных представлений. Работа заключается в выработке рекомендаций для родителей по эффективному применению логопедических занятий в процессе их обучения.
Дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении показана актуальность исследования, дан объект и предмет исследования, поставлены задачи, гипотиза и описаны использованные методы.
В первой главе проведен анализ теоретических исследований по проблеме изучения оптической дисграфии у младших школьников.
Во второй главе дан материал экспериментального исследования.
Прочие статьи:
Метод обучения. Понятие. Классификация
Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И, несмотря на это проблема методов обучения, как в теории обучения, ...
Представление об учебной задаче
Формирование учебной деятельности невозможно без наличия в ней учебной задачи. Учебная деятельность включает соответствующие потребности, мотивы, задачи, действия и операции. У детей, приходящих в 1 класс, целостной ее структуры еще нет. Она формируется в течение нескольких лет, особенно интенсивно ...
Понятие умственной отсталости
Под умственной отсталостью понимают врожденное или приобретенное в раннем возрасте общее недоразвитие психики с преобладанием интеллектуального дефекта. Другое определение, используемое, в основном, в зарубежной психиатрии, выделяет три основных критерия умственной отсталости: уровень интеллекта ни ...