Проблема содержания общего образования, основные концепции его формирования. Факторы, принципы и критерии отбора содержания общего образования

Статьи об образовании » Методы обучения и система образования » Проблема содержания общего образования, основные концепции его формирования. Факторы, принципы и критерии отбора содержания общего образования

Страница 1

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. Содержание образования (СО) – это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. (Это знаниево-ориентированный подход к определению сущности СО. В центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества.)

Лернер и Скаткин под СО понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонней развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества. (Это личностно-ориентированный подход. Ценностью является не отчужденные знания, а сам человек.)

СО имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Оно изменяется под влиянием требований жизни, НТП.

Основные теории формирования СО сложились в конце 18 – начале 19 веков. Они получили название материальной и формальной теории формирования СО.

Материальную теорию формирования СО еще называют теорией дидактического материализма или энциклопедизма. Ее сторонники считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки.

Формальная теория формирования СО, или дидактический формализм, рассматривала обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Гл. критерием отбора учебных предметов служит развивающая ценность учебного предмета, наиболее сильно представленная в математике и в классических языках.

Обе эти теории были подвергнуты глубокой критике К.Д. Ушинским. В России с его помощью утверждается идея обеспечения единства материального и формального подходов к отбору СО.

Два фактора влияющих на СО: цель современного образования и деятельность личности.

Цель современного образования – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности. Человек система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой. Динамика личности как процесс ее становления представляет собой изменение во времени свойств и качеств субъекта, которое и составляет онтогенетическое развитие человека.

Принципы формирования СО, разработанные В.В. Краевским.

принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества , науки, культуры и личности. Требует включения в содержание общего образования (СОО) как традиционно необходимых ЗУНов, так и тех к-е отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста.

принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе СОО отвергает одностороннюю, предметно-научную ее ориентацию. Предполагает учет педагогической реальности, связанный с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать СО.

принцип структурного единства содержания образования на разных уровня его формирования предполагает согласованность учебного предмета, учебного материала, педагогической деятельности, личности учащегося.

принцип гуманитаризации СОО связан с создание условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Этот принцип имеет много аспектов, связанных как с мировоззренческой подготовкой школьников, так и с формированием наиболее приоритетных компонентов гуманитарной культуры: культуры жизненного самоопределения, экономической, политической, правовой, интеллектуальной, нравственной, экологической, художественной, физической культуры и культуры труда, культуры общения и семейных отношений.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Функции, принципы и модели дополнительного образования. Условия интеграции основного и дополнительного образования
Классные занятия, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, но заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые ...

Описание дошкольного образовательного учреждения МДОУ “ЦРР – детский сад № 221”
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 221» общеразвивающего вида работает по программе «Радуга», осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом о некоммерческих организациях, законом РФ «Об образовании и иными правовыми актами». ...

Выявление уровня умения самостоятельно применять усвоенные знания в условиях дидактической игры
Выбор детей данного возраста носил не случайный характер, т.к. работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является частью их общей подготовки к школе. Формирование элементарных математических представлений способствует развитию тех качеств, которые ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru