Эксперимент как метод экологического образования дошкольников

Страница 2

Наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции (А.И. Иванова, 1999). Это хорошо понимали и неоднократно подчеркивали выдающиеся педагоги, что подтверждается их высказываниями, приведенными ниже.

Дж. Локк, 1693 г.: «Они (дети. — Авт.) ведь путешественники, недавно прибывшие в чужую страну, о которой ничего не знают. Поэтому совесть обязывает нас не вводить их в заблуждение».

И.Г. Песталоцци, 1800—1805 гг.: « .созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения, так как оно (созерцание) является существенной основой человеческого познания. Все, что следует затем, является просто результатом, или абстракцией, от этого чувственного восприятия. «Не торопись навязывать знания ребенку. Пускай истинный мир, явления и предметы . проходят перед ним в возможно большем количестве, пускай они приходят и снова уходят, не навязываясь ему . Редко требуй от него суждений» .

М.М. Манасеина, 1880 г.: « .при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им, прежде всего, и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим их миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты».

П.О. Эфруси, 1928 г.: «Борьба с "интеллектуализмом" и "рационализмом" школьной педагогики вступает в новую фазу на основе современных сведений о роли субъективных зрительных образов в детских восприятиях, с одной стороны, с другой — в связи с данными, касающимися эволюции логического мышления».

В. Роттенберг, 1984 г.: « . прежде всего школьное обучение должно строиться с учетом преобладающего у детей образного мышления. То есть требуется разработка новых методов преподавания, основанных на максимальном использовании образного типа переработки информации. Пока таких методов не много, но они есть. В основе таких методов лежит не изучение абстрактных физических формул с последующей экспериментальной демонстрацией . а, напротив, постановка красивого и увлекательного эксперимента, на основе которого дети сами выводят физический закон» .

«В форме наглядных образов, складывающихся у ребенка, получает отражение не только внешняя видимость явлений, но и простейшие казуальные, генетические и функциональные взаимозависимости между ними. В результате начинают складываться в наиболее совершенной форме те виды чувственного познания действительности, которые имеют неоценимое значение не только для настоящего, но и для будущего, которые сыграют важную роль в деятельности взрослого человека» .

Н.Н. Поддьяков, 1997 г.: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования» .

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, классификации и сравнения, обобщения. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности.

Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба. Поэтому рекомендуется использовать в работе все существующие разновидности экспериментов:

- случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтов в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное);

- плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);

- эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка). То, что детям не давались прямые ответы на вопросы, стимулирует их интеллектуальное развитие, пытливость ума и способности опытным путем находить ответ.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Содержание, формы и методы физического воспитания детей в учебное и внеурочное время
«Обучение и воспитание учащихся проводится в процессе учебной работы, внеклассных и внешкольных занятиях и общественно-полезного труда. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок» - говорится в Уставе средней общеобразовательной школы. Это указание в полной мере ...

Формы и методы экологического образования дошкольников
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье. Для создания и улучшения развивающей среды в семье ...

Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Четвертый этап развития внимания – второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания. На втором году жизни, благодаря появлению возможности самостоятельно передвигаться и приобретению умения не просто манипулировать предметом, а выполнят ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru