Эксперимент как метод экологического образования дошкольников

Страница 3

Эксперимент проводится в искусственно созданных условиях, причем из сложного комплекса многообразных естественных влияний на организм отбирается и выясняется воздействие лишь отдельных изолированных факторов.

Выяснив сущность и виды экспериментов, вернемся к вопросу об эксперименту как методу образования.

Учебный эксперимент состоит из следующих этапов:

− постановка вопроса, обусловливающего цель работы;

− инструктаж технический и организационный;

− постановка опыта;

− фиксация результатов (проводится одновременно с выполнением работы);

− выводы, отвечающие на поставленный вопрос;

отчет или сообщение о своей работе на занятии. В детских дошкольных учреждениях используются несложные эксперименты (опыты). Опыт − это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Специально организованные опытнические ситуации позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. Например, чтобы дети увидели, как птица реагирует на внешние сигналы, можно с разных сторон клетки включать фонарик, звонить в колокольчик. Дошкольники по поведению птицы обнаружат, что она хорошо видит, что у нее есть уши и она хорошо слышит (хотя и отсутствуют наружные ушные раковины).

Таким образом, включая детей в процесс поиска причины того или иного физического явления, создаются предпосылки формирования у дошкольника новых практических и умственных действий. Результатом детского экспериментирования выступает приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Страницы: 1 2 3 


Прочие статьи:

Экологизация современного учебного процесса
В век научно-технического прогресса непомерно возросло влияние человека на окружающую природную среду. Последствия, которые следуют за непродуманными, скоропалительными технологическими решениями, ставят перед человечеством вопрос том, какой останется природа последующим поколениям. В связи с этим ...

Эффективность социально-педагогической теории освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей
Организованная опытно-поисковая работа по проверке условий эффективности освоения мира учащимися осуществлялась на базе ряда учреждений дополнительного образования г.Оренбурга ( ЦЭВД, Школа «Вдохновение», ЦВР «Подросток»), г.Новотроицка (Центр развития творчества детей и юношества (ЦРТДЮ), г.Магнит ...

Особенности общения дошкольников со взрослыми и сверстниками
В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и яв ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru