Методические особенности проведения детской экспериментальной деятельности

Статьи об образовании » Эксперимент как метод экологического образования детей старшего дошкольного возраста » Методические особенности проведения детской экспериментальной деятельности

Страница 3

Например, воспитатель предлагает провести опыты с песком и глиной.

Цель: сравнить свойства песка и глины, составить их характеристики (выделить их свойства).

Используется следующее оборудование: стаканчики (из_под йогурта), листы чистой бумаги, лупа, песок, глина, трехлитровая банка, закрытая крышкой с отверстием, и резиновая трубка.

Задания:

1) С помощью увеличительного стекла нужно рассмотреть песчинки и кусочки глины. Дать им характеристику: комочки, песчинки, рыхлый, слитный, легкий, тяжелый, липкий, не липкий.

2) Будем сыпать песок и глину из стаканчика на лист белой бумаги. Обсудим вопросы: какое из этих веществ можно назвать сыпучим, какие другие свойства вещества делают его сыпучим?

3) В трехлитровой банке с помощью резиновой трубки попробуем устроить «ветер» (опыт демонстрационный, проводит воспитатель). Обсудим вопросы: что происходит с песчинками, движутся ли кусочки глины так же быстро?

4) Устроим игрушечный огород на листе бумаги. Обсудим вопросы: «Можно ли из песка сделать грядки, а из глины, а из смеси глины и песка?». «О каком веществе можно сказать «рыхлый»?», «Какое вещество быстрее забирает воду: песок или глина? Почему?», «В какое вещество легче «посадить» растение? Почему?», «Почему человек, сажая в землю растение, поливает его?».

5) Намочим песок и глину, слепим из того и другого вещества фигурки. Подождем, пока они высохнут. Обсудим вопросы: «Из какого вещества легче лепить?», «Какие новые свойства приобретает изделие после высыхания?».

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении, считает Т.А. Заварухина, является наличие развивающей среды. С этой целью в группах оборудуются уголки для детского экспериментирования и практической деятельности, где имеются различные ёмкости, сосуды, увеличительные стёкла, песочные часы, микроскоп и другое оборудование.

Е.В. Кривощекова уточняет, что для проведения исследований понадобятся: тетрадь или альбом для оформления результатов наблюдений, карандаши, фломастеры. А так же, листы бумаги и восковые мелки, линейка, веревка, бинокль. Кроме этого коробочки и баночки для оформления коллекций семян и соцветий; слайды, фотографии, репродукции картин с изображением разнообразных деревьев и лопатки, дождемеры, ловушки для почвенных животных, емкости (упаковочные материалы: стаканчики из-под йогурта, сметаны, тортов), кормушки, скворечники и многое другое.

Создание уголка способствует тому, что более наблюдательные и заинтересованные дети смогли подолгу экспериментировать, а иногда и обучать своих сверстников.

Вместе с детьми воспитатель провел несколько длительных опытов.

1. Проращивание лука в разных условиях (в темноте и на свету)

2. Проращивание гороха в разном грунте (земля, песок, камни)

3. Проращивание рассады цветов из семян

Дети не только с интересом наблюдали за ходом опыта, но и зарисовывали результаты наблюдений.

При изучении условий произрастания растений воспитатель предлагает детям провести такой эксперимент: сравнить сроки появления всходов и их характеристики при трех разных условиях: семена предварительно замачиваются; семена замачиваются в специальном питательном растворе; семена высеваются сухими. Перед экспериментом обязательно выдвигается гипотеза: «Давайте подумаем, что получится, если…» В данном случае воспитатель предлагает предположить, при каких условиях растение будет развиваться лучше, записать все гипотезы и заполнить таблицу для наблюдения (табл.1).

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Гуманистическая педагогика в профессиональном образовании
Профессиональное образования обычно рассматривается как овладение определёнными навыками по конкретной профессии и специальности. Однако, как показывает практика, в процессе профессионального образования обучаемый получает гораздо более широкой комплекс информации и навыков, а не только знания и кв ...

Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира
Социально-педагогическая теория освоения учащимися мира в системе дополнительного образования детей интегрирует совокупность идей, составляющих смысловое ядро теории (идея развития эстетической сферы личности учащегося; идея эстетизации образовательного и жизненного пространства; идея активизации э ...

Основные направления формирования словообразования и словоизменения у детей с общим недоразвитием речи III уровня
Формирование грамматического строя языка (словообразования, словоизменения) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться различные педагогические средства (приемы, формы организации) Для освоения словообразования и словоизменения в частности важны приемы, стимули ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru