Экспериментальная работа проведена в следующей последовательности.
На первом этапе исследования произведен теоретический анализ проблемы экспериментальной деятельности в экологическом образовании дошкольников.
Проблема экологического образования представлена в работах А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иоганзена, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравегиной, ATI. Сидельковского и др. Идеи экологического образования дошкольников также представлены в статьях, методических работах ведущих педагогов и психологов (О.Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.).
Детское экспериментирование как предмет исследования выступает в трудах Я.А. Коменского, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, М.М. Манасеина, В. Роттенберга, Н.Н. Поддъякова.
На следующем этапе исследования определены структурные элементы исследования (объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования).
В качестве испытуемых выбраны дети старшего дошкольного возраста, старшая и подготовительная группы ДОУ. Всего в исследовании принимали участие 20 человек, возраст которых 5-6 лет.
Методической основой исследования выступает методика диагностики экологических знаний старших дошкольников (основана на методике О. Соломенниковой, кандидата педагогических наук, доцента института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области. Журнал "Дошкольное воспитание № 7, 2004 г. стр. 21").
В основе методики диагностики экологических знаний старших дошкольников лежит идея о том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, а также ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Таким образом, диагностика экологической воспитанности дошкольников проведена с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Экологическая образованность дошкольников рассматривается по следующим блокам:
1) знания о мире животных;
2) знания о растительном мире;
3) знания о неживой природе;
4) знания о временах года.
Для определения уровня сформированности экологических знаний испытуемым предлагается пакет контрольных заданий.
Задание 1 направлено определение уровня знания дошкольников о характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Процедура проведения диагностики заключается в том, что педагог предлагает испытуемым распределить карточки следующим образом:
1) выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания;
2) выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению;
3) выбрать насекомых и разместить их на карте.
После того как испытуемый справился с заданием, педагог предлагает выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на соответствующие вопросы.
Прочие статьи:
Проблемные вопросы изучения оптической дисграфии
Нарушения письма у детей связывают с воздействием целого комплекса различных экзогенных и эндогенных вредностей пренатального, натального и раннего постнатального периодов, а также с наследственной предрасположенностью (Д.Н.Исаев, К.Ф.Ефремов, С.М.Лукшанская, И.Н.Садовникова, А.Н.Корнев и др.). В п ...
Организация
и методы исследования
Исследование проводилось в спецшколе г. Красноярска. Для изучения процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье была выбрана группа испытуемых 12-13 лет в количестве 12 человек, из них 5 девочек и 7 мальчиков. Дети обучаются в 5 классе. Диагноз детей - олигофрения в степени дебильности ...
Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании
Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и соверш ...