Организация эмпирического исследования и методики исследования

Страница 1

Экспериментальная работа проведена в следующей последовательности.

На первом этапе исследования произведен теоретический анализ проблемы экспериментальной деятельности в экологическом образовании дошкольников.

Проблема экологического образования представлена в работах А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иоганзена, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравегиной, ATI. Сидельковского и др. Идеи экологического образования дошкольников также представлены в статьях, методических работах ведущих педагогов и психологов (О.Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.).

Детское экспериментирование как предмет исследования выступает в трудах Я.А. Коменского, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, М.М. Манасеина, В. Роттенберга, Н.Н. Поддъякова.

На следующем этапе исследования определены структурные элементы исследования (объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования).

В качестве испытуемых выбраны дети старшего дошкольного возраста, старшая и подготовительная группы ДОУ. Всего в исследовании принимали участие 20 человек, возраст которых 5-6 лет.

Методической основой исследования выступает методика диагностики экологических знаний старших дошкольников (основана на методике О. Соломенниковой, кандидата педагогических наук, доцента института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области. Журнал "Дошкольное воспитание № 7, 2004 г. стр. 21").

В основе методики диагностики экологических знаний старших дошкольников лежит идея о том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, а также ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Таким образом, диагностика экологической воспитанности дошкольников проведена с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Экологическая образованность дошкольников рассматривается по следующим блокам:

1) знания о мире животных;

2) знания о растительном мире;

3) знания о неживой природе;

4) знания о временах года.

Для определения уровня сформированности экологических знаний испытуемым предлагается пакет контрольных заданий.

Задание 1 направлено определение уровня знания дошкольников о характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Процедура проведения диагностики заключается в том, что педагог предлагает испытуемым распределить карточки следующим образом:

1) выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания;

2) выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению;

3) выбрать насекомых и разместить их на карте.

После того как испытуемый справился с заданием, педагог предлагает выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на соответствующие вопросы.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Приемы формирования навыка правильного чтения
Одним из усло вий успешного овладения навыком чтения является достаточное развитие пространственных и временных представлений. На подготовительном этапе дети учатся ориентироваться в пространстве путем осознания схемы собственного тела, правого и левого направлений, пространственных взаимоотношений ...

Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста в норме
Период раннего детства (от самого рождения до 3 лет) является благоприятным и решающим для развития речи. Тот речевой багаж, который ребенок получил в этом возрасте, во многом будет определять его дальнейшее интеллектуальное развитие и становление личности. Своевременное и полноценное овладение реч ...

Экспериментальное исследование особенностей развития мелкой моторики младших дошкольников с нарушением речи
Цель – выявить уровень развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели нам нужно было посмотреть, действительно ли у младших дошкольников с речевыми нарушениями имеются нарушения мелкой моторики. Организация и подготовка к исследовательской работе закл ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru