Деятельность педагога-психолога по коррекции социального развития дошкольников с ЗПР

Страница 1

Изученные ранее особенности общения, присущие детям старшего дошкольного возраста с ЗПР, подтвердили необходимость целенаправленной коррекционно-педагогической работы по формированию социально-коммуникативных навыков этих детей. Е.С. Слепович определены основные направления коррекционной работы по формированию социально-коммуникативных умений и навыков детей с ЗПР: коррекционно-развивающие занятия по формированию представлений о различных средствах коммуникации и овладению соответствующими практическими умениями; коррекционно-педагогическая работа с использованием театрализованных игр и специальных упражнений; работа с педагогами и родителями .

Основной целью коррекционной работы является:

- формирование у детей представлений о средствах и способах общения. В ходе этого этапа осуществлялась коррекционно-педагогическая работа по расширению знаний детей об окружающем мире и развитию их диалогической речи; ознакомлению детей с различными средствами и способами коммуникации; обогащались знания и совершенствовались умения педагогов и родителей по организации продуктивного взаимодействия с детьми с ЗПР.

- развитие и закрепление социально-коммуникативных умений и навыков детей средствами театрализованной деятельности. На этом этапе детей целенаправленно обучали применять полученные на занятиях умения и навыки речевого общения в игровых ситуациях, театрализованной деятельности; использовать диалогическую форму речи; обращать внимание на интонационную выразительность речи.

Коррекционная работа с детьми должна осуществляться последовательно и систематически. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, которые можно проводить два раза в неделю, рекомендуется использовать беседы, дидактические игры, ролевые игры, помогающие детям получить знания и представления о различных средствах коммуникации. Дети усваивают нормы и правила этикета, разговора, беседы. Содержание программы социального развития ребёнка «Я – человек», разработанной С.А.Козловой, составляют четыре раздела: «Что я знаю о себе» (формирование представлений о принадлежности к человеческому роду; воспитание уверенности в себе, умения анализировать свои поступки, чувства, мысли; формирование умения бережно относиться к своей земле, друзьям, другим людям, животным); «Кто такие взрослые люди» (поддерживание и развитие в детях интереса к миру взрослых, развивать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность; знакомство детей с разнообразной деятельностью взрослых людей; воспитание доброжелательного отношения к людям); «Человек – творец» (привлечение внимания ребёнка к значимости творческого начала в личности человека; развитие познавательных интересов и стремления к преобразующей деятельности); «Земля – наш общий дом» (воспитание интереса и уважения к людям, их деятельности, культуре, быту; формирование представлений о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране; воспитание чувства гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к жителям Земли, своей страны). По завершении каждого раздела рекомендуется провести контрольное занятие, которое позволит оценить эффективность обучения.

Все коррекционные занятия желательно проводить учителем-дефектологом. На этих занятиях дети учатся применять наряду с вербальными и невербальные средства общения (с помощью мимики и жестов), импровизировать на различные темы. Участвуя в совместной со взрослыми деятельности с «открытым», незапрограммированным результатом (сочинение сказок с нравственным содержанием, игры с куклами), дети знакомятся с разными моделями поведения людей в конфликтных ситуациях, усваивают правила хорошего тона, этикета. При выполнении игровых упражнений у детей совершенствуются навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развиваются умения поддерживать беседу на определенную тему.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Методика Г.А. Волковой
У заикающихся детей разного возраста имеется неоднозначное отношение к коллективу играющих. Заикающиеся дети 4-5 лет предпочитают игры подгруппами из 2-3 человек, по каждый играет по-своему, забывая о товарищах. Им свойственны черты поведения в играх, присущие хорошо говорящим детям младшего возрас ...

Игра и труд в младшем школьном возрасте
Сложная система общественных взаимоотношений и зависимостей, устанавливающихся в школе, постепенно начинает пронизывать всю жизнь и деятельность детей. Это сказывается и в их игре. Игра не исчезает в младшем школьном возрасте, она приобретает новые формы и новое содержание. Характерными играми для ...

Особенности психологических познавательных процессов младшего школьника
Основной особенностью младших школьников является слабость произвольного внимания, поэтому требуется близкая мотивация. Ребенок может долго сосредотачиваться на неинтересной или трудной работе ради результата, который ожидается в будущем. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непрои ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru