Педагогическое взаимодействие в воспитании. Общие методы и средства воспитания, их характеристика

Статьи об образовании » Методы обучения и система образования » Педагогическое взаимодействие в воспитании. Общие методы и средства воспитания, их характеристика

Методы воспитания – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведения школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности уч-ся с учителем – воспитателем.

Прием воспитания – это определенный элемент или деталь метода усиливающий его воспитательный эффект.

Средства воспитания – это предмет среды или жизненная ситуация преднамеренно включенная в воспитательный процесс, т.е. все что помогает воспитывать.

Основные средства воспитания: слово (живое: речь, запись и печатное: книги, журналы, газеты); образ (личность педагога – внешний вид, внутренний мир; наглядность – плакаты, макеты); деятельность (познание, труд, игра, общение). Методы, приемы и средства воспитания нельзя рассматривать изолированно, их применение должно быть в системе во взаимосвязи.

Классификация:

Основные методы

- методы формирования сознания – убеждение, внушение, метод проблемных ситуаций.

- методы формирования поведения – инструктаж, упражнения, поучение, метод примера.

2. Вспомогательные методы.

- метод педагогическое стимулирования – педагогические требования, перспектива, соревнование, поощрение.

- методы педагогической коррекции – критика, наказание, метод взрыва.

Убеждение – это метод воспитания, к-ый выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитуемой личности. Конечным результатом должно быть формирование твердых, глубоко осмысленных и эмоционально пережитых убеждений по различным вопросам отношения к окружающему миру.

Метод положительного примера. Большое воспитательное значение имеют положительные образы и примеры поведения и деятельности других людей. Психологической основой влияния положительного примера на воспитание детей является их подражательность.

Метод упражнений (приучения) – многократное повторение действий и поступков уч-ся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения. В процессе формирования у учащихся навыков и привычек поведения повторяться должны не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивов, т.е. те внутренние стимулы, к-ми определяется поведение личности.

Методы одобрения и осуждения. Средствами метода одобрения яв-ся личная похвала учителя, классного руководителя, директора школы, благодарность в приказе по школе, награждение похвальными грамотами, медалями, ценными подарками. Средствами метода осуждения яв-ся замечания учителя, устный выговор, постановка ученика у парты, выговор в приказе по школе, вызов для внушения на педсовет, перевод в параллельный класс или другую школу… Осуждение только тогда достигает цели, когда оно является справедливым и поддерживается мнением коллектива. Психологической основой методов одобрения и осуждения выступают те внутренние противоречия и переживания, к-ые возникают у уч-ся при их применении.

Педагогические требования. Требование есть способ непосредственного побуждения уч-ся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения.

Только умелое применение всех методов обеспечит успех в развитии уч-ся в целом и формирование у них личностных качеств. Перед учителем стоит задача овладения искусством комплексного применения всех методов и средств воспитания и повышение их педагогической действенности.


Прочие статьи:

Методика выявления комфортности детей дома с помощью теста тревожности
С целью выявления комфортности детей дома использовался тест тревожности. Этот тест применяется для детей младшего школьного возраста, однако он подходит для детей 12-13 лет с нарушениями интеллекта. Экспериментальный материал - 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ...

Общая характеристика недоразвития речи у детей
Впервые теоретическое обоснование ОНР было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных. Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жа ...

Значение творчества Шацкого для советской педагогики
Творчество Шацкого — предмет пристального внимания не только советских педагогов, но и западноевропейских ученых. В современной западной литературе предпринимаются попытки изобразить Шацкого как последователя Л. Н. Толстого, педагогической системы Д. Дьюи и сторонника теории свободного воспитания. ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru