Очевидно, именно речевая агрессия педагога (учителя, воспитателя) может иметь фундаментальные и весьма опасные последствия. С одной стороны, типичным последствием такой агрессии для ребенка становится т.н. "дидактогенный невроз", вызванный непедагогичным поведением учителя, который, по неофициальным данным, составляет 30% всех детских неврозов У школьников снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляются сначала страх перед конкретным учителем, а потом и перед школой вообще, ухудшается психосоматическое состояние. Все это неизбежно негативным образом отражается на успеваемости конкретного ребенка и учебном процессе в целом.
С другой стороны, добиваясь сиюминутных целей послушания, поддержания дисциплины на уроке в грубой, оскорбительной для учащихся форме, учитель невольно вырабатывает у них ответную агрессивную реакцию. Объясняется это склонностью детей, особенно младших и, отчасти, средних школьников, перенимать и копировать речевые действия. Особенно опасным здесь является то, что "создается сначала негативное отношение к самому агрессору, а затем это негативное отношение переносится на все общество, которое учитель представляет, "от лица которого" он выступает со своими требованиями".
Очевидно также, что вербальная агрессия учителя создает множество барьеров психологического и коммуникативного характера, препятствующих осуществлению эффективного учебного процесса, а именно:
1. Прескриптивный - создается авторитарным речевым поведением учителя; "любой диалог при этом сводится к монологу лидера, доминирующая позиция которого подчеркивается каждой фразой" - то есть, прежде всего, на вербальном уровне, что напрямую провоцирует ответную речевую агрессию со стороны учащихся.
2. Контрсуггестивный - барьер коммуникации в результате нарушения этоса педагогического общения; "необъяснимое, на первый взгляд, отсутствие личностных мотиваций диалога, доброжелательности" .
3. Аксиологический (оценочный) барьер - боязнь отрицательной оценки, что "отвлекает от проблем урока и их методически оптимального решения".
Между тем, по данным наших исследований, речь учителей общеобразовательной средней школы наглядно демонстрирует наличие в ней проявлений вербальной агрессии. Так, по данным анализа диктофонных записей, подобные проявления фиксировались весьма часто. Например, были отмечены случаи пренебрежительного, грубого или повелительно-покровительственного отношения учителя к учащимся. В речи педагогов это проявлялось в следующем:
а) повышение тона голоса - "крик", резкие восклицания (“ну все!!!”; “вы меня достали!!!”; “закрыли все рты!” - примеры из диктофонных записей);
б) изменении тембра и темпа речи - намеренное растягивание слов, оттенок презрения, иронии, сарказма ("Вы должны написать признаки отряда // не больше / не меньше // То что к отря-я-ду относится (небрежно) .Ну что вы ду-у-маете (раздраженно), в тексте все написано! Что я еще, вас пытать должна?!” - урок биологии; запись I; “За что-о-о еще [замечание] / я буду говори- и- ть! (ворчливо)” - урок черчения; запись XX);
в) частое употребление повелительного наклонения глаголов, отсутствие этикетных формул (“Ищи тетрадь свою!”; “Ну, давай побыстрее!”; “Так, тихо!” - из записей). Одним из наиболее ярких примеров подобного речевого поведения учителя можно считать эпизод на уроке литературы в 5 классе - запись XII .
Речевое поведение обоих учителей - участников этой речевой ситуации отмечено сильной вербальной агрессией. Так, насмешка над учеником - ироническое замечание-"ярлык" ("спящий-вечно-Иванов") воспринимается учеником как оскорбление и провоцирует у него вспышку ответной речевой агрессии.
Примечательно также, что агрессивное высказывание другого ученика ("Да не знаешь ты ничего! ") также реализует заданную учителем коммуникативную установку на вербальную агрессию, поскольку оно провоцируется замечанием педагога, хотя и направляется на менее "опасный" объект (одноклассника). Далее следует прямая угроза учителя поставить "2" с последующим ее воплощением, причем процесс словесно описывается, "смакуется" (" .вот так .") и подкрепляется замечанием-порицанием ("Как ты мне надоел!"). Данную речевую ситуацию заметно усугубляют и агрессивные реплики вступившего в беседу другого учителя.
Рассмотренный пример - одна из многочисленных и достаточно типичных ситуаций проявления вербальной агрессии педагога. Однако до сих пор не предпринималось попыток описать и как-то классифицировать наиболее распространенные проявления агрессии в речи учителя. Вероятно, одной из немногих (если не единственной!) работой в этом направлении можно считать типологию эмоционально-негативных суждений учителя, предложенную М.Н. Костиковой:
Прочие статьи:
Положение детей – социальных сирот в современной России
В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство – проблема, которая крайне остро стоит перед нашим обществом. Наиболее трагичен то факт, что стремительно растет количество брошенных новорожденных младенцев, которые наиболее чувствите ...
Строительно – конструктивные игры
Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их. Разновидности строительных материалов
. № Виды материалов Примеры 1 большой строительный материал, для возведения сооружений на пол ...
Виды вербальной агрессии
При описании основных видов вербальной агрессии мы использовали системный подход как позволяющий более точно определить природу того или иного проявления вербальной агрессии и выявить особенности его функционирования в изучаемой речевой среде. Виды речевой агрессии выделялись и описывались в форме ...