Специфика процесса усвоения родного языка у детей с отклонениями в развитии

Статьи об образовании » Специфика нарушений речевого развития у детей раннего возраста » Специфика процесса усвоения родного языка у детей с отклонениями в развитии

Страница 4

Например, на разных этапах своего развития дети по-разному оформляют ответ на один и тот же вопрос: "С кем ты к нам пришел (пришла), приехал (а)?"

1. "Мама" — форма ответа у детей, пользующихся отдельными словами или предложениями из аморфных слов-корней.

2. "Мами" — у детей, в речи которых могут иметь место отдельные случаи словоизменения.

3. "Мамом" — часто встречаемая форма слова на первых этапах усвоения словоизменения.

4. "Мамой" (без предлога) — в случаях относительно развитой фразовой речи и относительно развитого словоизменения.

5. "С мама" — в наиболее тяжелых случаях проявления аграмматизма.

6. "С мамой" — только у детей с достаточно высоким уровнем речевого развития.

Даже при достаточно развитой фразовой речи часто наблюдается неправильное соединение элементов слов.

Особенности в усвоении предложных конструкций. Своеобразно проходит усвоение предложных конструкций детьми с аномальным развитием речи.

В русском языке значения, выражаемые предложными конструкциями, исключительно разнообразны и сложны. Разные флексии используются в сочетании с различными предлогами, что дает возможность выразить многообразие значений.

Напомним, что характерной закономерностью нормального развития детской речи является то, что усвоение предлогов осуществляется только после того, как будут усвоены наиболее функциональные элементы языка — флексии.

При нарушениях развития речи дети, не накопив необходимого набора словоизменительных элементов (в данном случае флексий) и не научившись передвигать слово по словоизменительной шкале, преждевременно обращаются к воспроизведению наиболее обособленного морфологического элемента — предлога. Они долго не замечают, что предлог и флексия связаны отношениями симультанности и что их сочетание представляет собой определенное единство. Флексия и предлог выступают для ребенка в воспринимаемом им словесном материале в качестве переменных элементов, которые варьируются в различных комбинациях с лексической основой и поэтому не воспринимаются детьми

Патология детской речи изобилует примерами, когда дети смешивают между собой как флексии, так и предлоги, так как одномоментное выражение грамматического значения через несколько единиц — П (предлог) + К (лексическая основа) + Ф (флексия) — им недоступно.

В большинстве случаев ребенок упрощает сочетание трех элементов, отдавая предпочтение лексической основе слова как наиболее "вещественной" и частотной единице речи, комбинируя ее с аморфным элементом, который имеется в его активном лексиконе. На месте предлогов часто произносятся гласные: "а", "у", "и". Использование указанных гласных на месте предлога может быть частично объяснено произносительными возможностями детей, которые опускают согласный звук предлога и сохраняют только его "вокальную" часть: "а" (вместо не), "и" (вместо из), "у" (вместо в).

Однако в большинстве случаев "вокальным" заместителем на месте предлога является некий аморфный предлог, общий для многих предложных конструкций, в которых ребенок как бы оставляет, "резервирует" место для будущего вспомогательного слова-предлога; ему предстоит развиться из аморфного предлога-вокала: "акамани" (из кармана), "атуи" (на стуле), "а каёку" (под клеенкой).

Многие предложные конструкции аномальной детской речи могут свидетельствовать о своеобразном понимании детьми значений служебных слов: они говорят "от ведра" в значении — вылить из ведра; "за клеенку" в значении — спрятать под клеенку; "с ножиком", "с мячиком" в значении — резать ножом, играть в мяч, т.е. в значении совместности действия с предметом.

В заключение скажем, что сочетание детьми словесных элементов, несочетаемых в системе грамматики усваиваемого языка, возможно только в том случае, если эти элементы извлечены ребенком из слитно воспринимаемого им языкового материала, что связано, как показали психофизиологические исследования последних лет, с процессами анализа и синтеза, протекающими в языковом сознании человека.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Научные основы процесса обучения. Функции ПО, их характеристика. Проблема целостности в реализации функций обучения
Единство функций ПО. Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность пед-го процесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности школьника обуславливает основные функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. → образ-ая фун ...

Развитие метроритмического чувства
Для развития чувства метра (равного биения сильных и слабых долей) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры. Выбрав известную детскую песню, которую ученики поют хором, я ставлю дет ...

Анализ системы профориентационной работы школы №84
В результате анализа документации по планированию и проведению профориентационной работы школы и беседы с педагогами-психологами школы нами были выделены ключевые цели, методы и содержание системы профориентационной работы школы. Система профориентационной работы школы анализировалась нами с точки ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru