Специфика процесса усвоения родного языка у детей с отклонениями в развитии

Статьи об образовании » Специфика нарушений речевого развития у детей раннего возраста » Специфика процесса усвоения родного языка у детей с отклонениями в развитии

Страница 2

Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:

1) правильно произносимые: мама, папа, дай, нет в т.п.;

2) слова-фрагменты, т.е. такие, в которых сохранены только части слова, например, мако – молоко;

3) слова-звукоподражания, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию;

4) контурные слова, или "абрисы", в которых правильно воспроизводятся просодические элементы — ударение в слове, количество слогов;

5) слова, которые совершенно не напоминают слова родного языка или их фрагменты.

Для дизонтогенеза речи нередко характерно расширение номинативного словаря до 50 и более единиц при почти полном отсутствии словесных комбинаций. Однако наиболее частыми случаями являются такие, когда усвоение первых синтаксических построений начинается при наличии в активной речи до 30 слов, но в более старшем возрасте, чем это имеет место в норме.

Морфологически нечленимое использование слов — основная закономерность ранних этапов дизонтогенеза речи. Наступает момент и в жизни детей с недоразвитием речи, когда они начинают связывать уже приобретенные и вновь приобретаемые слова друг с другом. Однако слова в словосочетаниях употребляются только в одной форме, так как словоизменение этим детям недоступно. Словосочетания включают в себя:

- единичные правильно произносимые слова из двух, реже трех, слогов (состоящих из звуков раннего и среднего онтогенеза речи);

- контурные слова в 2-3 слога, реже в 4 слога;

- слова — звукоподражания;

- слова — фрагменты существительных;

- слова — фрагменты глаголов (значительно меньше, чем существительных);

- слова — фрагменты прилагательных;

- слова — фрагменты прочих частей речи;

- форма именительного падежа на месте других падежных форм (единственное число);

- форма именительного падежа множественного числа (окончание и) на месте других падежных форм.

Например: Лариса А., 3 г. 10 мес.

-мам, Авка баби вууу — мама, Славка с бабушкой уехали.

Характерной чертой употребляемых словесных комбинаций является то, что слова, соединяемые в предложения, не имеют никакой грамматической связи между собой, хотя внешне отдельные словосочетания могут быть похожи на правильно оформленные грамматические построения.

Несмотря на известное разнообразие значений, которые ребенок желает выразить в своих высказываниях, он полностью игнорирует формальные (категориальные) средства усваиваемого им языка. Хаотичные сочетания слов, представляющих собой либо их контуры, либо их части (фрагменты), вместе со словами-звукоподражаниями используются ребенком только в одной какой-либо форме.

На этом этапе развития ребенок не способен изменять слова: мама — маму — маме; или пить — пей — пьет; кукла — куклу — куклы.

Существительные и их фрагменты используются преимущественно в именительном падеже, а глаголы и их фрагменты в инфинитиве и повелительном наклонении или без флексий в изъявительном наклонении.

Одни дети имеют крайне убогий глагольный словарь, заменяя названия действий одним общим словом "деи" (делает), другие знают несколько названий действий, но и в том, и в другом случае в лексиконе ребенка отсутствуют окончания изъявительного наклонения -ет, -ит и др.

Дети с нарушенным развитием речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка, вовлекая все новые и новые слова и их фрагменты в различные сочетания между собой.

В норме морфологические элементы слов начинают опознаваться и вычленяться при накоплении детьми небольшого словарного запаса. Примечательно, что разряд слов — названий действий, т.е. глаголов, составляет 1/2 часть от разряда слов — названий предметов, т.е. существительных.

При нарушениях развития речи глагольный словарь ничтожно мал по отношению к довольно обширному предметному словарю. Предметный словарный запас ребенка оказывается как бы переобогащенным по отношению к этапу его речевого развития. В то же время этот словарный запас всегда недостаточен для календарного возраста детей,

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента
Для определения эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента был использован следующий диагностический материал. Задание 1. Перед каждым ребенком положили 2 листа бумаги. На одном с нарисованы в ряд кружочки, на другом изображены семена. Экспериментатор: Это болотце с коч ...

Основные направления работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением речи
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явле ...

Теоретические основы метода пропедевтики акустической дисграфии через дидактическую игру
ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патолог ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru