Характеристика мышления детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

В наглядно-образном мышлении задача, состоящая в получении нового знания, решена, когда получен обобщенный образ - модель, отвечающая ее условиям. Дальше следует его использование в практической деятельности или при решении других мыслительных задач. Способность к использованию в мышлении модельных образов, которая начинает складываться у детей трех - четырех лет, становится в старшем дошкольном возрасте основой понимания различных отношений предметов, позволяет детям усваивать обобщенные знания и применять их при решении новых мыслительных задач. Пользуясь образным мышлением, старшие дошкольники могут обобщать и свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей.

Словесно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления.

Хотя логическое мышление дает возможность решать более широкий круг задач, осваивать научные знания, не стоит торопиться сформировать у дошкольника этот вид мышления как можно раньше. Сначала важно создать прочный фундамент в виде развитых образных форм. Именно образное мышление позволяет ребенку находить решения, исходя из конкретной ситуации. Предельная обобщенность, схематичность логического мышления часто оборачивается слабостью, порождая явление, которое носит название "формализм мышления". Сознание ребенка оперирует сухими схемами, не улавливая богатства, полноты жизненных явлений, и потому оказывается неспособным к адекватному решению задач развития.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Мышление - это психический процесс отражения действительности, высшая форма познавательной активности человека.

2. Мышление классифицируется по разным признакам в зависимости от задач его изучения: по времени возникновения в онтогенезе, по типу результирующего продукта, по типу лежащего в основе принципа обобщения.

3. Мышление развивается постепенно и, на каждом возрастном этапе существуют разные особенности развития мышления детей-дошкольников. Для раннего дошкольного возраста характерно предметно-действенное мышление, для среднего - наглядно-образное, для старшего возраста - словесно-логическое.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Функции, принципы и модели дополнительного образования. Условия интеграции основного и дополнительного образования
Классные занятия, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, но заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые ...

Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Что ...

Анализ опыта работы по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
Секция «Центр развития ребенка «Сказка» является структурным подразделением Дома творчества Октябрьского АО г. Омска и осуществляет свою работу на основании Устава Дома детского творчества, Правил внутреннего распорядка, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образователь ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru