Характеристика мышления детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Мышление - вид интеллектуальной деятельности, процесс решения задач, связанный с открытием человеком нового знания для себя.

Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма познавательной и преобразующей активности человека.

Мышление не дано изначально как нечто абсолютно готовое и законченное, оно имеется, образуется, постепенно формируется и развивается в ходе решения задачи, то есть, является процессом.

Классификация мышления осуществляется по разным признакам в зависимости от задач его изучения:

1. По времени возникновения в онтогенезе: предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

2. По типу результирующего продукта: творческое (продуктивное), репродуктивное (воспроизводящее).

3. По типу лежащего в основе принципа обобщения: теоретическое, эмпирическое .

Развитие мышления ребенка происходит в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного опыта. Для развития мышления у ребенка определяющую роль играет целенаправленное обучение и воспитание взрослым.

Выделяют следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Помимо этого выделяют мышление аутическое, дивергентное, конвергентное, творческое, критическое, магическое, синкретическое, теоретическое.

Мыслительную деятельность человека можно рассматривать как набор мыслительных операций. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

К основным мыслительным операциям учёные относят анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение.

Рассмотрим особенности развития мышления ребенка в дошкольном возрасте.

Развитие мышление начинается в младенческом возрасте. В течение первого года жизни формирование мышления идет независимо от функции речи по своим собственным законам.

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и познавательные интересы.

Далее мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесно-логическое мышление .

На первом году жизни ребенка мышление выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач. Выполняя эти действия, ребёнок думает. Он мыслит, действуя, его мышление наглядно - действенное.

Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщённо. В решении задач всё большую роль играет слово.

Важной основой для мыслительной деятельности ребенка является наблюдение. При этом мыслительная деятельность выражается, прежде всего, в сопоставлении и сравнении. При этом усваиваются различия между такими понятиями, как вещь и свойства вещи. Эти наблюдения служат основой для развития понимания причинно-следственных связей.

Большое количество вопросов, которые задают дети, свидетельствует об активных мыслительных процессах. Появление сознательного обдумывания и размышления у ребенка свидетельствует уже о проявлении всех аспектов мыслительной деятельности. Все большее значение приобретает использование накопленного опыта.

Из вышесказанного мы видим, что в раннем детстве закладываются основы развития мышления ребёнка. На основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. У детей формируются первые обобщения, основанные на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющиеся в слове.

По мере накопления ребенком опыта практических действий, ведущих к разным целям, его мышление начинает полностью осуществляться при помощи образов. Вместо того чтобы осуществлять реальные пробы, он проделывает их в уме, представляя себе возможные действия и их результаты. Так возникает наглядно-образное мышление.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Учитель и воспитатель в системе учебно-воспитательного процесса
Проводя воспитательную работу с уч-ся, кл. рук. следует поддерживать тесные контакты с учителями с целью установления единых требований к уч-ся и повышения качества учебно-воспитательного процесса. Одной из форм яв-ся посещение кл.рук-м уроков, проводимых учителями в его классе. В процессе посещени ...

Задачи занимательного характера
В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют задачи занимательного характера. Такие задачи, как показывает практика, вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение и память детей. Дети решают задачи такого вида с большим удовольствием. 1) Зайцы по ле ...

Обобщение передового педагогического опыта работы по теме исследования на материалах периодической печати
С целью изучения опыта работы по теме нашего исследования педагогов и организаторов детского движения мы, помимо прочего, обратились к материалам периодической печати, конкретно к журналу «Воспитание школьников», где обнаружили ряд статей, посвященных вопросам и проблемам деятельности детских и мол ...

Меню сайта

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru