Мышление - вид интеллектуальной деятельности, процесс решения задач, связанный с открытием человеком нового знания для себя.
Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.
Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма познавательной и преобразующей активности человека.
Мышление не дано изначально как нечто абсолютно готовое и законченное, оно имеется, образуется, постепенно формируется и развивается в ходе решения задачи, то есть, является процессом.
Классификация мышления осуществляется по разным признакам в зависимости от задач его изучения:
1. По времени возникновения в онтогенезе: предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
2. По типу результирующего продукта: творческое (продуктивное), репродуктивное (воспроизводящее).
3. По типу лежащего в основе принципа обобщения: теоретическое, эмпирическое .
Развитие мышления ребенка происходит в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного опыта. Для развития мышления у ребенка определяющую роль играет целенаправленное обучение и воспитание взрослым.
Выделяют следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Помимо этого выделяют мышление аутическое, дивергентное, конвергентное, творческое, критическое, магическое, синкретическое, теоретическое.
Мыслительную деятельность человека можно рассматривать как набор мыслительных операций. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
К основным мыслительным операциям учёные относят анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение.
Рассмотрим особенности развития мышления ребенка в дошкольном возрасте.
Развитие мышление начинается в младенческом возрасте. В течение первого года жизни формирование мышления идет независимо от функции речи по своим собственным законам.
Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и познавательные интересы.
Далее мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.
Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесно-логическое мышление .
На первом году жизни ребенка мышление выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач. Выполняя эти действия, ребёнок думает. Он мыслит, действуя, его мышление наглядно - действенное.
Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщённо. В решении задач всё большую роль играет слово.
Важной основой для мыслительной деятельности ребенка является наблюдение. При этом мыслительная деятельность выражается, прежде всего, в сопоставлении и сравнении. При этом усваиваются различия между такими понятиями, как вещь и свойства вещи. Эти наблюдения служат основой для развития понимания причинно-следственных связей.
Большое количество вопросов, которые задают дети, свидетельствует об активных мыслительных процессах. Появление сознательного обдумывания и размышления у ребенка свидетельствует уже о проявлении всех аспектов мыслительной деятельности. Все большее значение приобретает использование накопленного опыта.
Из вышесказанного мы видим, что в раннем детстве закладываются основы развития мышления ребёнка. На основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. У детей формируются первые обобщения, основанные на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющиеся в слове.
По мере накопления ребенком опыта практических действий, ведущих к разным целям, его мышление начинает полностью осуществляться при помощи образов. Вместо того чтобы осуществлять реальные пробы, он проделывает их в уме, представляя себе возможные действия и их результаты. Так возникает наглядно-образное мышление.
Прочие статьи:
Обучение умению оказать доврачебную помощь при травмах
здоровье физический нагрузка страховка травма Способы оказания: При ушибах конечностей наложить давящую повязку и холод на место ушиба При ушибе головы, грудной клетки придать пострадавшему полуседячее положение, приложить холод,на грудь наложить тугую повязку. При ушибе живота придать горизонтальн ...
Технология создания аппликации
из ткани. Материалы и оборудование
Аппликация из лоскутов ткани - по силам даже маленьким детям от 3-х лет. Несложное детское творчество понравится ребенку. И принесет пользу, такой вид творчества развивает усидчивость и аккуратность. Начать можно с небольшой картинки, выбрав простой рисунок. Аппликацию затем можно поместить в рамоч ...
Практические рекомендации учителям начальных классов
по профилактике и разрешению коммуникативно-педагогических ошибок
В качестве практических рекомендаций по профилактике и разрешению педагогических ошибок учителей следует наметить следующие аспекты в области: - Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников. - Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной дея ...