Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций

Статьи об образовании » Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций

Страница 2

Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, преподавания, изменения и предъявления учебной информации, с другой, это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобразить нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:

цели обучения;

содержание обучения;

средства педагогического взаимодействия;

организация учебного процесса;

ученик, учитель;

результат деятельности.

Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий – термина, ставшего довольно популярным в последнее время.

Технология – это совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства.

Педагогическая технология – это систематический метод планирования, организации, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний с учётом человеческих, технологических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наиболее эффективных результатов.

Б.Т. Лихачёв отмечает, что педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса.

В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология», пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление – педагогическая технология.

Таким образом, понятие «педагогическая технология» может быть представлено в трех проектах: научном, процессуально – описательном, процессуально – действенном.

Понятие «педагогическая технология» в нашей стране получило широкое распространение в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. и стало широко использоваться в теории и практике обучения. Обращение к данному понятию было продиктовано необходимостью реализации основной задачи педагогической инноватики – перевода школы функциональной в школу развивающуюся.

Следует отметить, что в педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий – В.Г. Гульчевской, В.Т. Фоменко, Т.Н. Шамовой и Т.М. Давыденко. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко.

В методической литературе выделяют следующие педагогические технологии:

традиционная педагогическая технология;

игровые технологии;

технология личностно – ориентированного обучения;

технология развивающего обучения;

технология коллективного взаимообучения;

проблемное обучение;

обучение на интегрированной основе;

витагенные технологии;

этнокультурные технологии;

технология «Диалог культур»;

компьютерные (информационные) технологии;

технологии программированного обучения;

технологии модульного обучения;

инновационные технологии.

К инновационным технологиям относятся интерактивные технологии обучения, технологии проектного обучения и компьютерные технологии. Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.

Как известно, время не стоит на месте, и сегодня необходимо говорить о – модели компетентностного подхода в обучении, который становится особенно актуальным в условиях модернизации образования. В этой дидактической модели своя проектировочная культура, свой понятийный аппарат, среди которого:

– базовые компетенции;

– опыт ребёнка;

– умение решать жизненные ситуации;

– психолого-педагогические ситуации и другие.

Напомним определения понятий «компетенция» и «компетентность».

«Компетенция» – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. «Компетентность» – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности».

Основой современных образовательных стандартов должно стать формирование следующих базовых компетентностей современного человека:

Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Организация работы над лексическими нормами на уроках русского языка в 5 и 6 классе основной общеобразовательной школы
Итак, в речи учащихся 5-6 классов часто встречаются нарушения лексических норм, поэтому нужна постоянная и систематическая работа с данным видом нормы на уроках русского языка, что поможет, с нашей точки зрения, избежать хотя бы самых распространенных речевых (лексических) ошибок. В ходе педагогиче ...

Воспитательная работа классного руководителя
Классный руководитель – учитель, организующий учебно – воспитательную работу в порученном ему классе. Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 года эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. И ...

Проблема содержания общего образования, основные концепции его формирования. Факторы, принципы и критерии отбора содержания общего образования
Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. Содержание образования (СО) – это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru