К проектированию и оформлению интерьеров, предназначенных для детей, в том числе и дошкольников, предъявляются особенно строги требования со стороны психологов, педагогов и т.д. Рассмотрим некоторые из них.
Прежде всего, вся мебель и игрушки в игровой комнате должны быть выполнены из экологически чистых материалов. Они также должны быть безопасными не только с санитарно-гигиенической, но и, что не менее важно, с психологической точки зрения. Большое значение имеет эстетическая привлекательность и способность обеспечить малышу комфортное состояние и благоприятные условия для развития. Мебель по возможности должна быть изготовлена из мягких материалов, без острых углов, чтобы ребенок не ушибся. Не рекомендуется использовать в интерьере высокие подиумы или же ограждать возвышения небольшим декоративным заборчиком, чтобы малыш не мог упасть оттуда. Игры и игрушки должны служить целям психического, физического и духовного развития, способствовать самостоятельной творческой деятельности детей.
Для групп раннего возраста предназначаются игрушки крупных размеров, в рост ребенка, а также меньших размеров, «оживающие» на руке воспитателя – театр «бибабо».
Удобны изделия из пластика (бассейны, оборудование для игровой площадки на участке: качалки, каталки, песочницы и пр.), т.к. хорошо гигиенически обрабатываются, красивы.
Игровые уголки-комплекты («Ясли», «Больница», «Магазин»), выполненные в пастельных тонах, представляются комплексно, с большим количеством необходимых аксессуаров для развития игровых сюжетов. Дидактические столики, подиумы «Улица города», мольберты для показа картин и изобразительной деятельности, выполненные также из пластика, дополняют интерьер группы.
Спортивное оборудование современного образца включает различные пособия: мячи-гиганты (диаметром 42, 53, 65, 75, 85, 95, 105, 120 см) разнообразных цветов для занятий оздоровительной и лечебной гимнастикой; «сухие бассейны» с надувным каркасом и из мягких модулей; диски, кольца, обручи и пр. – все это дополняет традиционное гимнастическое оборудование для групп раннего возраста.
Окружающая ребенка среда должна носить развивающий характер для его разностороннего воспитания – и умственного, и нравственного, и эстетического, и, конечно, физического.
Однако было бы глубоким заблуждением считать, что достаточно только приобрести все перечисленные выше изделия, и эффект развивающей ребенка среды возникнет сам по себе. Это не так.
Интерьер каждого группового помещения должен быть разработан с точки зрения всех составляющих, а именно, архитектурного состояния группы, ее габаритов и полезной площади, освещенности и пр., должен включать сомасштабные, сочетающиеся друг с другом предметы, не только эстетически выдержанные и подобранные в определенной цветовой гамме, но и выполняющие свою функциональную принадлежность в какой-либо деятельности человека, т.е. отвечающие своему функциональному назначению.
Типичные ошибки в оформлении интерьеров групп дошкольный образовательных учреждений:
Постоянная, «застывшая» структура предметной среды.
Оборудование группы составлено без ориентации на возрастной контингент детей, без учета их психологического возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Цветовое оформление групповых помещений выполнено хаотично, т.е. без учета эстетических и психологических требований.
Загроможденность группового пространства предметами мебели и игрушками, которые не используются в повседневной жизни или не соответствуют раннему возрасту.
Разностилевое оформление интерьера одного помещения (например, несочетаемость гарнитура мягкой мебели с гарнитуром в народном стиле, с его росписью и резьбой по дереву и пр.).
Кукольный уголок оформлен не подходящей по габаритам и цвету игровой мебелью разного стиля. Несочетаемость решения утомляет глаз.
На шкафах, где располагаются игрушки и пособия для детей, расставлены комнатные растения в качестве украшения группы, что категорически запрещено в целях исключения детского травматизма.
Вся мебель в интерьере группы раннего возраста состоит из высоких шкафов, которые в нижней части наглухо закрываются створками. Такая мебель не рассчитана на самостоятельное пользование детьми. Ее громоздкость и конструкция не соответствует возрасту и не только затрудняет ее функциональное использование, но и подавляет ребенка.
Окна заставлены большим количеством растений. Наличие растений в жестяных банках, кастрюлях и т.п. Растения должны быть в цветочных горшках, которые можно помещать в кашпо. На одном окне допускается 1–2 растения, не затеняющих свет.
Прочие статьи:
Характеристика детей с нарушенным слухом
Нарушения слуха в той или иной степени встречаются достаточно часто и у взрослых, и у детей разного возраста. Большинство из них носит временный характер, например, при воспалении среднего уха (отитах), простудах, образовании серных пробок, при аномальном строении наружного и среднего уха (отсутств ...
Анализ программных требований и диагностических методик по данной
теме
В дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно - гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требованиями. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знак ...
Двигательный режим учащихся. Организация самостоятельных занятий
Известно, недостаток движений в жизни детей младшего школьного возраста является одной из причин нарушения осанки, ухудшение дееспособности стопы, появление избыточного веса и других нарушений в физическом развитии: недостаточная двигательная активность снижает функциональные сердечнососудистой и д ...