Развитие активного словарного запаса в онтогенезе. Особенности развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста

Статьи об образовании » Развитие активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии » Развитие активного словарного запаса в онтогенезе. Особенности развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

Можно проследить особенности усвоения ребенком разных частей речи.

Существительные - самые первые слова чаще употребляются в именительном падеже. Постепенно начинает появляться множественное число существительных, винительный падеж. С увеличением словаря появляются первые изменения форм слов по аналогии.

Глаголы - появляются позже существительных (кроме слова "дай"). Чаще глагол используется как инфинитив или императив и не согласуется с существительным. Значительно позднее появляется согласование субъекта и предиката в числе, потов в лице и роде. Формирование словоизменения глаголов - длительный процесс в онтогенезе.

Прилагательные - появляются следом за существительными и глаголами. В высказывании детей прилагательные некоторое время употребляются после существительных. Прилагательные используются в ограниченном количестве и обозначают величину, цвет, вкус, качество предметов. Сначала усваивается именительный падеж прилагательных, появляются формы мужского и женского рода прилагательных, появляется согласование прилагательных с существительным сначала в мужском и женском роде, потом в среднем.

Наречия - появляются достаточно рано. К 2 годам 8 месяцам дети используют много наречий, выражающих разные отношения: место, время, количество, модальность, температуру, вкус, оценку.

Числительные - появляются позже и усваиваются медленно. "Два" и "три" появляются к трем годам, а "четыре" и "пять" - ближе к четырем годам. Согласование числительных с существительным усваивается медленно.

Служебные слова (предлоги) - появляются поздно и в определенной последовательности. В 2 года 1 мес. - 2 года 3 мес. - предлоги: "в, на, у, с"; 2 года 3 мес. - простые предлоги употребляются верно; союзы "если, чтобы"; 3 - 4 года - предлоги: "по, до, вместо, после"; союзы "куда, сколько, что".

По данным С.Н. Цейтлин рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: в год ребенок произносит в среднем 3 слова, в 1 г.3 мес. - 19 слов, в 1 г.6 мес. - 22 слова, в 1 г.9 мес. - 118 слов. Словарь ребенка представлен в двух аспектах: пассивный словарь (импрессивная лексика) и активный словарь (экспрессивная лексика).

Переход от доречевой стадии к первым словам - серьезнейший период в речевом развитии ребенка. К этому времени в его пассивном лексиконе насчитывается примерно 50-70 слов. Слово попадает в активный лексикон, когда ребенок может начать употреблять его в спонтанной речи, только после короткой, а иногда и достаточно длительной стадии пребывания этого слова в пассивном лексиконе. Если до 1 г.8 мес. активный словарь пополняется достаточно плавно (по 6-7 новых слов в месяц), то в 1 г.9 мес. у большинства детей наблюдается быстрое его увеличение. Это обычно совпадает с концом периода однословных предложений и переходом к двусловным, а затем и к многословным.

Макарова Н.В. отмечает, что обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводят к постепенному количественному росту словаря. В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объема словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Головоломки
Большое значение в начальных классах имеют головоломки, именно они закладывают основы доказательного мышления. Например: 1) Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части числа при сложении давали бы равную сумму. 2) Какие цифры скрыты? Подумайте и догадайтесь: *** - **=1 Близк ...

Трудовая колония «Бодрая жизнь»
Глубокого изучения достойна деятельность С. Т. Шацкого в созданной им в 1911 г. летней трудовой колонии «Бодрая жизнь». Там была продолжена разработка теории детского коллектива и самоуправления: выявление «некоторых закономерностей в развитии детского общества» (наст, изд., т. 1, с. 127), исследов ...

Содержательный смысл математического уравнения
Вникая в смысл слова «уравнение» мы понимаем, что оно выражает процесс уравнивания. Что именно уравнивается и зачем? По-видимому, уравнивать можно что-то с чем-то и именно об этом говорит тот факт, что уравнение выражается равенством двух частей. Но в чем состоит смысл уравнивания? Ведь это значит, ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru