Процесс развития ребенка

Есть 2 точки зрения на процесс раз-я реб-ка в целом. Согласно одной –процесс непрерывен, согл-но др.-дискретен. 1ая допускает, что раз-ие идет не останавливаясь, не ускоряясь и не замедлясь, поэтому к-л чётких границ, отдел-х один этап раз-ия от др-го, несущ-ет. Согл-но 2ой точке зр. раз-ие идёт неравн-но, то ускоряясь, то замедляясь, и это даёт основания для выделения стадий или этапов в раз-ии. Тех кто прид-ся дискретной точки зр., сегодня больше. Их концепции раз-ны более детально и чаще испол-ся в об-ии и восп-ии детей. Остановимся на дискр-ой точке зрения, пред-вив в рамках её переодизацию раз-ия. Есть 2 отлич-ся др от др подхода к предст-ю переодизации раз-ия. Один из них основан на понимании процесса раз-ия как складывающегося стихийно, под влияние множ-ва случайных факторов в жизни детей, а др пред-ся нормативным, таким каким раз-ие должно было бы быть в идеальном случае, при прав-ой орган-ии обучения и восп-я детей. Та переод-я, кот сложилась на основе имеющ-ся практики об-я и вос-ия, отражает в основном именно эту специф-ую практику, а не потенц-е воз-ти реб-ка. Такая переод-я, кот можно наз-ть эмпир-ой, не имеет должного теор-го обоснования. Больший интерес пред-ет др, теорет-ки достаточно обоснованная переод-ия, однако построить её трудно, т.к. не до конца известны и не полностью реализованы воз-ти раз-ия реб-ка. Мы будем обсуждать переод-ию пред-ую собой среднее между эмпири-ой и теорет-ой именно такой явл переод-ия раз-ия Эльконина. Детство, охват-ее период времени от рожд-ия до окончания школы, делится на след-ие 7 периодов: 1. младенч-во: от рожд-я до 1г. 2. раннее дет-во: от1г до 3л. 3. млад-й и ср-й дош-ый возраст: от 3л до 4-5л. 4. старший дош-й воз-т: от 4-5 до 6-7л. 5. мл-й шк-ый возраст: от 6-7 до 10-11л. 6. подр-ый воз-т: от 10-11 до 13-14л. 7. ранний юношеский воз-т от 13-14 до 16-17л. Каждый из этих возр-х периодов имеет свои особ-ти, кот легко заметить внимат-но набл-я за реб-ом. Весь процесс дет-го раз-ия в целом можно разделить на 3 этапа: дош-ое дет-во (от рож-ия до 6-7л), мл-й шк-ый воз-т (от 6-7 до 10-11л), средний и старший шк-й воз-т (от 10-11 до 16-17л). Переход от одного этапа раз-ия к другому проис-т в ус-ях возникновения сит-ии, напом-ей возр-ой кризис- при несоот-ии м/у уровнем достигнутого лич-го раз-ия и операц-но–тех-ми воз-ми реб-ка. На этапах лич-го раз-ия усвоения детьми отн-ий и лич-ых особ-й взрослых проис-т ч/з воспроиз-е этих отн-й. Возраст – кач-но свеобразный период физ-го псих-го и повед-го раз-ия, характ-ся присущими толко ему особ-ми. В псих-ии сложилось 2 пред-ия о воз-те: физ-ий воз-т и психологический воз-т. первый хар-твремя жизни реб-ка, второй указ-ет на дост-й к этому времени уровень псих-го раз-ия. Кризис раз-ия –это основной мех-м раз-ия реб-ка. Кризис – переломный пункт в норм-ом течении псих-го раз-ия. он воз-ет на стыке 2х воз-ов. Источником его воз-ия выст-ет противоречие м/у возр-ми физ-ми и псих-ми возмож-ми реб-ка и ранее сложив-ся формами его взаимоот-й с окр-ми людьми и видами деят-ти. Особую роль в раз-ии детей играет понятие ведущего вида деят-ти. ведущим наз-ся такой вид деят-ти реб-ка, кот опред-т наибольшие успехи в раз-ии его поз-ых процессов. С воз-ом вед-ие виды деят-ти меняются, увел-ся их разнооб-е и их число. Процесс раз-ия нач-ся в млад-ом возр-те с общения как ведущей деят-ти. комплекс оживления воз-ет на 3 месяце жизни. На границе млад-ва и раннего воз-та проис-т переход к собственно пред-ым дей-ям, к началу формир-я практического интелекта. Здесь общение не перестаёт быть деят-ю ведущей за собой раз-ия. В дош-ом воз-те ведущей деят-ю становится игра, позв-ая раз-ся всем сторонам психики и пов-ия реб-ка. Главное значение игры – реб-к моделирует отн-ия м/у людьми. Ролевая игра выст-ет как вид активности. Вед-ю роль в псих-ом раз-и детей мл-го школ-го воз-та играет учение. В процессе учения проис-т формир-е интел-х и поз-ых спос-й. В подр-ом воз-те воз-ет и раз-ся труд-я деят-ть. Роль труд-ой деят-ти, сост-ит в их подг-ке к будующей проф-ой деят-ти. В старшем шк-ом воз-те процессы, начало кот было положено в подрост-ве, прод-ся, но ведущим в раз-ии стан-ся интимно-лич-ое общение, осущ-ся проф-ое и личн-ое самоопределение. Сензитивность раз-ия. для формир-я и раз-я каждго повед-го и псих-го св-ва реб-ка есть свой специф-й период, когда разумнее всего нач-ть и вести обучение и восп-е. Он наз-ся син-ым периодом раз-ия данного св-ва. Сензит-й период раз-ия – период повыш-ый восприим-ти псих-х фун-й к внешним возд-ям. Периоды сенз-го раз-ия ограничены во времени. Поэтому если упущен синз-й период раз-ия той или иной фун-ии, в дальнейшем потр-ся больше усилий и времени для её становления.


Прочие статьи:

Методика работы по формированию активного словаря детей старшего дошкольного возраста
Одна из основных задач речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом возрастных особенностей и возможностей дошкольников. Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является ...

Создание положительного эмоционального фона на уроке
физический культура урок удовлетворенность Эмоциональный фон является важным фактором урока. Он возникает с момента ожидания учащимися урока физической культуры и существует на всем его протяжении. При этом эмоциональный настрой может изменяться по ходу урока в зависимости от самочувствия учащихся, ...

Особенности развития речевой моторики у старших дошкольников
Развитие артикуляционного аппарата начинается с самого рождения, но находится на рефлекторном уровне. У ребенка возникает рефлекторный крик, звуки и за счет этого круговая мышца рта напрягается и растягивается, мягкое небо поднимается и опускается. При появлении гуления и смеха становятся активными ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru