По данным 2001 г. в системе дошкольного образования России насчитывалось 22 041 сельское дошкольное учреждение, что составляло 44,1% от общего количества дошкольных образовательных учреждений. В них воспитывалось 862 тыс. детей (20,3%), что на 8 тыс. детей больше, чем в 2000 г.
В 1990 г. сеть сельских ДОУ и яслей составляла около 40 000 учреждений, из них около 10 000 принадлежали колхозам и совхозам.
Сохраняется устойчивая тенденция сокращения сети сельских ДОУ. В 2001 г. было сокращено 704 ДОУ.
К причинам сокращения числа сельских ДОУ относятся:
· снижение рождаемости в сельских районах;
· проблемы подвоза детей (отсутствие системы “школьных автобусов”);
· падение уровня жизни семей с детьми; отсутствие должной работы с родителями безнадзорных детей и др.
Сохранялась тенденция сокращения охвата детского населения услугами сельских ДОУ (с 1998 г. на уровне 35%).
Вместе с тем появились положительные тенденции по восстановлению и открытию сельских ДОУ в Республике Дагестан (27 ДОУ), Краснодарском крае (4 ДОУ), Свердловской области (35 ДОУ), Республике Северная Осетия - Алания (2 ДОУ). Сохранилась сеть в Ленинградской, Камчатской области и др. Ряд руководителей областей оказывают действенную поддержку сельским и городским ДОУ.
В ряде регионов местные органы власти принимают меры к удовлетворению потребностей населения в образовательных услугах на основе программ социального партнерства, широко вводится система взаимозачетов, открываются ясельные группы.
На селе сложно организовать группы кратковременного пребывания, отчасти данную проблему решают гибкие формы дошкольного образования “мини-сады” в Курганской, Самарской областях, Республике Марий Эл и др.
Причины негативных явлений следующие:
отсутствие нормативно-правовых документов по оптимизации деятельности учреждений (модель “школа – детский сад”) в условиях реструктуризации сельских малокомплектных образовательных учреждений;
отсутствие опыта у руководителей сельских округов по формированию социального заказа на работу ДОУ в режиме культурно-образовательного или оздоровительного центра;
“ветхость” материально-технической базы сельских ДОУ;
слабое развитие сети сезонных ДОУ, летних детских площадок, функционирующих в основном в период занятости сельского населения (таковые имеются в большинстве республик Северного Кавказа и ряде других регионов);
недостаточная работа попечительских советов сельских ДОУ и муниципалитетов по пропаганде дошкольного образования (см. “Об оказании попечительской поддержки ДОУ в сельской местности” - информационное письмо Управления дошкольного образования Минобразования России от 12.07.2002 №23-16) и др.
Определенную тревогу ученых вызывает эксперимент по реструктуризации сети образовательных учреждений на селе. Отмечается нивелировка проблем ДОУ в зависимости от специфики делегирования полномочий им базовыми школами.
Серьезную озабоченность вызывает состояние учебно-материальной базы. В срочном ремонте нуждаются 37,9% ДОУ, в аварийном состоянии находятся 403 ДОУ, на капремонте - 301 ДОУ. Все виды благоустройства есть лишь в 13857 сельских ДОУ (63%), в городе – 93,9%. В большинстве ДОУ отсутствуют средства на закупку учебно-наглядных пособий, методических материалов, игрушек, оборудования. Отсутствуют должные механизмы поддержки детских садов, в которых воспитываются дети в условиях Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (5573 ДОУ), а также ДОУ (в основном сельским), воспитывающих детей малочисленных народов (958 ДОУ).
В настоящее время в сельской местности развивается сеть образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Число таких учреждений в 2001 году составляло 1276 с 34 085 воспитанниками.
По данным опроса слушателей курса “Сельский детский сад: проблемы и перспективы”. свыше 80% управленцев (инспекторов, руководителей ДОУ) положительно оценивают модель “детский сад – начальная школа”. Они также отмечают, что до 2010 года остро может встать проблема модификации ДОУ не только в “детские сады - школы”, но и в оздоровительно-реабилитационные центры, семейные центры духовно-нравственного воспитания, учреждения дополнительного образования. “Панацеей” респонденты считали реализацию Региональных социальных программ и деятельность Попечительских советов. По их экспертной оценке для ДОУ села малоэффективны “школьные автобусы” и группы кратковременного пребывания, но имеются большие ожидания от компьютеризации для повышения квалификации персонала. При введении долевого финансирования приоритеты отдаются региональному уровню (65%), в меньшей степени муниципальному (45%) и федеральному (49%) уровням поддержки. Специалисты указали на необходимость создания Концепции развития ДОУ села, в т.ч. с учетом потребности в ясельных группах.
На межрегиональном совещании “Состояние и перспективы дошкольного образования в сельской местности” отмечалась важность решения еще целого ряда задач:
Прочие статьи:
Сущность социализации старших подростков
адаптация сирота опекунский социализация Проблемы, связанные с социализацией детей и подростков, постоянно находятся в центре внимания педагогов. В настоящее время эти вопросы приобрели особую актуальность в связи с неустойчивым состоянием общества, усугубляющимся социально-экономическим кризисом, ...
Создание ситуации успеха
Существует еще один метод положительного подкрепления, который можно назвать созданием ситуации успеха. Он также направлен на укрепление веры человека в себя, но требует от педагога больших усилий, чем просто использование какого-либо поощрения. Это может быть особая помощь ученику в подготовке уро ...
Исследование и анализ работы учителей по изучению
нумерации многозначных чисел в начальных классах
После изучения опыта работы мы решили провести исследование по данной проблеме непосредственно с учителями начальных классов. Для этого выбрали базой Яратовскую муниципальную основную общеобразовательную школу Баймакского района. Методы для исследования выбрали интервьюирование. Были включены в исс ...