Трудовая колония «Бодрая жизнь»

Страница 1

Глубокого изучения достойна деятельность С. Т. Шацкого в созданной им в 1911 г. летней трудовой колонии «Бодрая жизнь». Там была продолжена разработка теории детского коллектива и самоуправления: выявление «некоторых закономерностей в развитии детского общества» (наст, изд., т. 1, с. 127), исследование взаимосвязи трудовой деятельности, игры, искусства с умственным и социальным развитием, изучение влияния физического труда на жизнь детского коллектива. Книга В. Н. и С. Т. Шацких «Бодрая жизнь» отражала этот новаторский эксперимент и вместе с тем была своеобразным протестом против рутины и схоластики, господствовавших в официальной школе дореволюционной России.

В системе педагогических взглядов и педагогической деятельности СТ. Шацкого видное место занимает вопрос об элементах, из которых, по его млению, складывается общественная детская жизнь. Они были выделены С. Т. Шацким на основе изучения жизни детей в условиях свободных форм работы с детьми: детского сада, клубов, летней трудовой колонии — еще в дореволюционный период его педагогической деятельности. Практическая педагогическая работа С. Т. Шацкого и его сотрудников была всегда связана с изучением детей, направленным на выявление детских запросов и потребностей, чтобы успешнее их удовлетворять. СТ. Шацкий писал по этому вопросу в 1918 г.: «Итак, канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд, обслуживающий детей и посильный для них. Организует жизнь и делает ее более легкой — Деловое самоуправление. Украшает жизнь и питает эстетическое чувство - искусство. Повторяет и приспособляет к жизни .— игра, дающая такой бодрый тон общей жизни. Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования — работа ума. Соединение всех элементов усиливает социальные навыки. И скелетом этого организма служит постоянное упражнение, появляющееся в должное время и не заслоняющее основной цели организации детской жизни».

Подготавливая в 1922 г. к третьему изданию книгу «Бодрая жизнь», С. Т. Шацкий снова размышлял об элементах детской жизни и подмечал существенную закономерность в их взаимосвязи. Он писал: «Наблюдения над жизнью детского коллектива приводят к такому выводу: между основными сторонами детской жизни физическим трудом, игрой, искусством, умственным и социальным развитей существует определенная связь, обнаруживается постоянное взаимодействие, и и конечном итоге те или другие изменения в одном направлении (это касается и форм детской деятельности, и их организации) вызывают соответствующие изменения в другой области».

Значение Великого Октября как коренного поворота в судьбах всего человечества Шацкий понял не сразу. Но растерянность продолжалась недолго. Весь его предшествующий педагогический путь — отрицание старой школы, поиски новых форм воспитания, работа с детьми и подростками рабочей окраины Москвы, разработка проблем трудового воспитания и детского коллектива — неизбежно подводил его к органическому участию в строительстве новой школы. В автобиографической работе «Мой педагогический путь» Шацкий писал: «Тот способ, которым мы разрабатывали нашу педагогическую практику, изучение реальной действительности, изучение условий, в которых живут и воспитываются дети, сама постановка вопроса о создании опытного учреждения — это была такая идея, которая с неудержимой силой стала развиваться в первые годы революционного строительства; наконец, основное — вопросы детского самоуправления, с которыми мы уже в значительной степени свыклись и считали себя, вероятно, не без основания, пионерами в этой области — делало для нас постановку новых педагогических проблем особенно близкой. Тоже, что мешало нам близко подойти к революционному строительству,— наше культурничество, аполитичность, обычное отношение интеллигента того времени к большевикам как к разрушителям — довольно быстро исчезло, как только мне и моим товарищам удалось ближе подойти к тем планам и способам их выполнения, с которыми мы познакомились в новых условиях работы».

С. Т. Шацкий глубоко изучал произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. На базе теории научного коммунизма он пересмотрел весь свой предшествующий опыт, и на этой основе извлек «глубочайшие основания для развития теории и практики педагогического дела новой исторической эпохи». Огромное влияние на Шацкого имела непосредственная работа с Н. К. Крупской, учеником которой он себя считал.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

В каком случае использование наглядности на уроке ИЯ может быть оправданным
Использование изобразительной наглядности может повысить эффективность любого урока ИЯ. Как справедливо замечает Эндрю Райт (Andrew Wright. Pictures for Language Learning. – Cambridge University Press, 1989), основные аргументы «за» или «против» использования любых учебных материалов на уроке опред ...

Метод проектов: история и теория вопроса
Термин «проект» выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни и в производственных процессах этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающие их проектами: направленность на достижение конкретных целей; координированное выполнение взаимосвяз ...

Типология и структура уроков
В каждом уроке можно выделить его основные элементы (звенья, этапы), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях и определяют таким образом построение урока, взаимосвязь между этапами урока, т.е. его структуру. Под с ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru