Определение понятий одаренность, одаренный ребенок

Статьи об образовании » Особенности обучения и воспитания одаренных детей » Определение понятий одаренность, одаренный ребенок

Страница 2

1. Высокий уровень интеллектуального развития не рассматривается как основной признак одаренности. Признается, что выдающиеся достижения возможны и при среднем уровне развития интеллекта. Отмечается важная роль эмоционально-мотивационных факторов, творческих способностей, личностных особенностей, социальных условий и т.п.

2. Вместо традиционных тестов и чисто количественных оценок уровня развития способностей предлагается глубокий качественный анализ различных проявлений одаренности, ее отличительных особенностей, характерных для данного ребенка (т.е. изучается индивидуальный путь развития).

3. Диагностика одаренности проводится не в узкой зоне, связанной с задачами школьного обучения, а в широком пространстве различных видов деятельности, в которых могут проявиться способности ребенка.

4. Поскольку на первый план выдвигается проблема развития одаренности, психологическое обследование ребенка заканчивается не авторитарным диагнозом, а развернутыми психологическими консультациями для самих детей, их родителей и педагогов. Это подразумевает создание новых специальных методов диагностики развития. В разработанной в нашей стране «Рабочей концепции одаренности» были выделены следующие критерии дифференциации видов одаренности. По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» дифференцируются пять основных видов деятельности (практическая, познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная), которые обеспечиваются тремя главными психическими сферами (интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой). Каждая из этих сфер характеризуется разными уровнями психической организации. Например, в эмоциональной сфере различаются уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В соответствии с описанной схемой выделяются различные по своему содержанию виды одаренности, так, в художественно-эстетической деятельности следует различать изобразительную, музыкальную, литературно-поэтическую, хореографическую, актерскую и др.

Далеко не все виды одаренности в одинаковой степени учитываются в образовательном процессе. Например, в общеобразовательных школах неоправданно мало внимания уделяется психомоторной одаренности (исключение, как правило, делается только для спорта). Вместе с тем в отечественных школах практически не занимаются выявлением и развитием способностей в сфере общения (социальной одаренности). Эти виды одаренности могут реализовываться в рамках дополнителного образования детей.

2. Согласно критерию «проявления одаренности в различных видах деятельности» разделяют общую и специальную одаренность. Общая ("глобальная") одаренность проявляется в разных видах деятельности, обеспечивая их успешность, в то время как специальная одаренность обнаруживает себя в более узком диапазоне и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (например, только в математике и т.п.).

3. Особенности возрастного развития позволяют говорить о ранних и поздних проявлениях одаренности. В исследованиях Н С. Лепто., было показано, что в ряде случаев одаренность может представлять собой лишь возрастной феномен. Ребенок, поражающий нас своим ранним развитием, с возрастом может утратить эго преимущество. Хорошо известно, что далеко не все вундеркинды взрослея, превращаются в выдающихся людей. Нередко развитие одаренности бывает, напротив, весьма замедленным и поэтому менее заметным окружающим.

4. По критерию "степень сформированности одаренности" следует различать актуальную и потенциальную одаренность

Наличие актуальной одаренности означает, что достигнутый ребенком уровень психического развития уже сейчас позволяет ему добиваться высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с его сверстниками пли даже с взрослыми.

Потенциальная одаренность - это лишь своеобразное «обещание на будущее». Определенные психические возможности ребенка («хороший потенциал») позволяют опытному педагогу или психологу пить прогнозировать будущие высокие достижения в каком-либо виде деятельности Способности ребенка еще не сформированы в должной мере, а его достижения на данном этапе развития не только не являются исключительными, но могут даже отставать от нормативных. Для развития потенциальных возможностей требуются благоприятные условия и помощь со стороны взрослых, в противном случае потенциал останется не реализованным. На необходимость выделения потенциальной одаренности указывали многие исследователи. Процесс раскрытия потенциала может занимать длительный период. К.Г. Юнг отмечал, что такую "латентную" одаренность чрезвычайно сложно распознать, а попытки сделать это лишь на основании отдельных признаков часто приводят к серьезным ошибкам.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Цели и содержание нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста
Нравственное воспитание – это составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи: во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общ ...

Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования
б) наличие только нулевой связки — недостаточное условие для постановки тире: при выражении именной части прилагательным или причастием тире не ставится: Дружба деятельна. (А. Герцен); в) при наличии нулевой связки и выражении именной части существительным или количественным числительным в именител ...

Похвала
Не следует думать, что существующие поощрения не эффективны, что они “не работают”. Даже положительная мимическая реакция педагога или лаконичное одобрение — это совсем немало, ибо улыбка и теплое слово, как хлеб, никогда не надоедают. Приветливое и радушное лицо педагога — это поистине педагогичес ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru