Обучение простым дирижёрским навыкам

Страница 1

Помогает развитию чувства ритма и «дирижерский счет».

Потребность в нем вызывается моторной природой ритмического чувства. Одной исполнительской моторики не всегда достаточно, чтобы вести ритмическую линию; на помощь ей и приходит счетная моторика. Потребность в «дирижерском счете» может иметь место и в процессе самого исполнения.

Как справедливо замечает Шапок, «неритмичность исполнения может зависеть как от неумения ясно представить себе ритмический рисунок, так и от неумения подчинить сознанию и нужным образом скоординировать движения частей руки».

Такой ученик, - а почти всякий ученик иногда оказывается «таким», чтобы твердо вести ритмическую линию, должен неизбежно прибегнуть к «самодирижированию», найти себе какую-нибудь моторную опору, отмечающую ритмические вехи движения, по которой могла бы равняться его исполнительская моторика.

В своей работе я использую дирижёрские жесты и обучаю простейшим жестам дирижирования учащихся. При игре на инструментах в оркестре многие мои ученики, в начале обучения, пользуются жестами «самодирижирования» - дирижируют руками, ногами, головой.

Например, при игре в размере 2\4 сильную долю играют на инструменте, а слабую «отстукивают» рукой в воздухе, и наоборот.

Ученик, не имеющий предваряющих звуковысотных представлений, по крайней мере, в результате своего исполнения услышит нужное звуковысотное движение. Но ученик, не имеющий предваряющего чувства ритма, и в результате своего исполнения не может услышать никакого ритма. Наоборот, он будет слышать нечто совершенно чуждое ритму и притом, вполне возможно, принимать именно это за подлинный музыкальный ритм.

Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний.

В раннем возрасте музыкально- ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Оно лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения.

Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. Как уже говорилось, временное начало, ритмический рисунок составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа.

Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того же. В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека. Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т.е. у него будет страдать «музыкальная культура».

Методические рекомендации по работе над музыкальным произведением

«Смелый пилот» Е. Тиличеевой

1. Познакомить детей с попевкой. Учить петь мелодию на одном звуке.

Методика проведения. Первоначально попевку исполняет музыкальный руководитель. Дети усваивают ее, прохлопывают ритмический рисунок.

2. Точно передавать ритмический рисунок попевки.

Методика проведения. Дети исполняют попевку, одновременно прохлопывая ритмический рисунок, затем поочередно играют на ударных инструментах — бубне, трещотке, ложках. Музыкальный руководитель исполняет аккомпанемент.

3. Обучать игре на металлофоне. Точно передавать ритмический рисунок.

Методика проведения. Музыкальный руководитель предлагает детям вспомнить попевку и пропеть ее, исполняет попевку на металлофоне.

При этом обращает внимание детей на положение молоточка в руке, указывает, на какой пластинке следует играть. Дети поочередно исполняют (двое-трое детей), вся группа поет.

4. Учить детей правильным приемам звукоизвлечения, точно передавать ритмический рисунок.

Методика проведения. Музыкальный руководитель играет знакомую попевку на металлофоне. Затем дети исполняют ее поочередно. Если кто-то затрудняется, музыкальный руководитель приходит на помощь. Дети получают задание позаниматься в музыкальном уголке.

5. Учить детей правильным приемам игры на металлофоне. Точно передавать ритмический рисунок на ударных инструментах.

Методика проведения. Музыкальный руководитель исполняет попевку на металлофоне, дети должны узнать ее. Затем ребята исполняют попевку поочередно. Несколько детей передают ритмический рисунок на ударных инструментах.

6. Правильно передавать в игре на металлофоне ритмический рисунок. Учить играть ансамблем.

Методика проведения. Ребенок исполняет попевку на металлофоне с музыкальным сопровождением. Вся группа пропевает ее. Повторное исполнение на металлофоне сопровождается игрой на различных ударных инструментах.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Коррекционное развитие вербальной памяти умственно отсталых школьников
Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обще ...

Употребление запятой между однородными членами
Определите: 1. Союзное или бессоюзное соединение однородных членов союзное бессоюзное (однородные члены разделяются запятой) 2. Значение союзов противительные, двойные сопостави­тельные (однородные члены разделяются запятой) 3. Повторяются или не повторяются соединительные, разде­лительные союзы по ...

Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста
Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействие, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. Нарушение речи вызывают разные причины. Кратко охарактеризуем основные пр ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru