Сущность понятий «политехнические основы» и «технологическая подготовка»

Статьи об образовании » Политехнические основы технологической подготовки школьников » Сущность понятий «политехнические основы» и «технологическая подготовка»

Страница 1

Политехнизм - от греч. poly - много и techne – искусство - система обучения, при которой теоретически и практически знакомятся с главными отраслями производства.

Политехническое образование в школе, одна из важнейших составных частей воспитания, предусматривает ознакомление учащихся в теории и на практике с основными научными принципами современного производства и особенностями общественных и производственных отношений, эффективное трудовое воспитание, формирование трудовых умений и навыков, профессиональную ориентацию учащихся, способствует сознательному выбору трудового пути, создаёт основу, фундамент последующей профессиональной подготовки.

Идея политехнического образования впервые выдвинута К. Марксом и получила дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина. Соединение политехнического образования с производительным трудом К. Маркс и Ф. Энгельс считали основой системы воспитания и единственным средством для формирования всесторонне развитых людей. В. И. Ленин рассматривал школу, дающую политехническое образование, как одно из важнейших средств создания базы бесклассового общества, орудие воспитания в духе коммунизма, средство подготовки молодого поколения к строительству новой жизни. В работах Ленина высказывается мысль о том, что политехнизм образования является одним из руководящих принципов, определяющих цели, содержание и формы школьного обучения. Ленинские идеи о политехническом образовании получили развитие в работах Н. К. Крупской, А.В. Луначарского, М.И. Калинина. Н.Н. Крупская особо подчёркивала, что политехнизм должен пронизывать все учебные дисциплины, изучаемые в школе, что он требует взаимной увязки этих дисциплин, увязки их с практической деятельностью и, особенно с обучением труду.

Политехническое образование в соединении с умственным и физическим воспитанием впервые начало осуществляться в общеобразовательных школах. С научными основами современного производства учащихся знакомятся главным образом в процессе изучения естественнонаучных дисциплин (при широком показе возможностей и форм использования человеком законов природы и свойств материалов для нужд практики, производства; выборе методов обучения, максимально стимулирующих познавательную активность учащихся и открывающих возможности для самостоятельного раскрытия действия законов природы на практике; развитии начальных навыков обращения и работы с простейшими приборами и инструментами; ознакомлении с реальным производством).

Ведущая роль в формировании и развитии умения ориентироваться в системе производственных отношений и в воспитании готовности к труду принадлежит предметам гуманитарного цикла: раскрытие объективных законов развития общественных отношений; изучение истории общества; ознакомление с основами экономики, с организацией современного производства и структурой народного хозяйства, с задачами строительства; выбор таких методов учебной работы, которые обеспечивают формирование моральной готовности учащихся к участию в производительном труде. Ознакомление с научными основами производства и производственных отношений осуществляется также на факультативных занятиях, в различных технических и опытнических кружках в школе и внешкольных учреждениях. Практическое развитие навыков и умений обращаться с простейшими орудиями производства, взаимодействовать с машинами и механизмами составляет главное назначение и содержание образовательной области «Технология». Формирование у учащихся готовности к труду, воспитание трудолюбия, профессиональная ориентация обеспечиваются всей системой учебной и внеучебной работы школы (содержание учебных предметов, уровни трудовых учебных нагрузок, методы обучения, обеспечивающие высокую активность деятельности ученика, и т.д.). Решающую роль в трудовой подготовке играет участие школьников в трудовой деятельности взрослых (это позволяет на практике знакомиться с производственными отношениями и обязанностями, действенно проявлять духовные и физические способности). С этой же целью организуется работа учащихся в учебных цехах, учебно-производственных комбинатах, ученических производственных бригадах и лесничествах, лагерях труда и отдыха и др.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Эвристическая модель как основной компонент концепции реализации теории эстетического освоения мира учащимися
Предлагаемая нами эвристическая модель является динамичной и многоуровневой, выступает необходимой не только в качестве исходной теоретической разработки, концепции, исходного образца, но и в качестве действенного механизма формирования и развития программы исследования и реализации мироосваивающей ...

Экспериментальное исследование особенностей развития мелкой моторики младших дошкольников с нарушением речи
Цель – выявить уровень развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели нам нужно было посмотреть, действительно ли у младших дошкольников с речевыми нарушениями имеются нарушения мелкой моторики. Организация и подготовка к исследовательской работе закл ...

Выявление уровня развития словаря детей
Цель: подобрать диагностирующие методики и выявить уровень развития словаря детей 6–7 лет. Задачи: Подобрать методику, соответствующую условиям нашего эксперимента. Провести диагностическое обследование детей 6–7 лет, направленное на выявление уровня развития словаря. Из всего многообразия диагност ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru