Политехнические основы технологической подготовки школьников

Статьи об образовании » Политехнические основы технологической подготовки школьников

Переход к третьему тысячелетию связан с технологической революцией, которая охватывает все виды человеческой деятельности. Сфера применения технологии расширяется, технологический подход распространяется на все стороны общественной жизни, в том числе, и на социальное управление, науку, образование. Технология становится существенным фактором развития общества.

Меняющиеся условиях требуют от человека готовности ориентироваться в современной технологической действительности, выбирать оптимальные способы деятельности на основе осознания своей ответственности за этот выбор, результаты и последствия их применения для существования цивилизации, а также быстрой адаптации без стрессов и потрясений к меняющейся социальной и технологической среде. Технологическая подготовка становится необходимой для любого человека, его общего и профессионального образования.

Сказанное ведет к переосмыслению феномена технологической подготовки в школе, определению места последней в общем образовании. Сама по себе постановка теоретических и практических проблем, связанных с технологической подготовкой школьников, не является для отечественной педагогики и практики школы чем-то новым. Необходимость изучения технологии в рамках политехнического образования как теоретическая, так и практическая задача отмечалась на разных этапах развития школы и педагогической науки.

Традиционно в педагогической теории и школьной практике овладение технологией рассматривалось в качестве обязательного элемента политехнического образования школьников, наряду с изучением техники, экономики и организации производства. Практически все ученые-политехнисты (П.Р. Атутов, Ю.К. Васильев, А.Г. Калашников, М.Н. Скаткин, С.М. Шабалов и др.) подчеркивали необходимость включения знаний о технологии в содержание политехнического образования в школе. Технологическая подготовка при таком подходе выступает важным средством адаптации выпускника школы в сфере материального производства, сфере современной техники.

В целом изучение технологии было ориентировано на подготовку школьников к непосредственному систематическому участию в производительном труде. Как правило, технологическая подготовка школьников своими целями и содержанием охватывала области промышленного и сельскохозяйственного производства, перспективы их развития.

В ряде работ по политехнизму (П.Р.Атутов, С.У.Калюга) область политехнического образования расширяется за счет меняющегося представления о технике не только как материально-орудийных средствах, но и включающей в себя определенные научно-технические знания. Политехническая подготовка в этом случае выходит за рамки изучения только производственной техники. Политехнизм рассматривается уже как подготовка к труду в сфере современной техники вообще, не ограничиваясь только материальным производством.

Задачи же технологической подготовки школьников при таком понимании будут решаться в том случае, когда показывается применение естественнонаучных закономерностей в технологических процессах, раскрывается то общее, что характеризует все отрасли производства, создаются возможности для переноса знаний и умений в новые условия, где подчеркивается, тем самым, актуальность данной работы.

Цель исследования – выявить значимость политехнических основ в технологической подготовке школьников на уроках технологии в 11 классе.

Объект исследования – учебный процесс в контексте технологической подготовки учащихся.

Предмет исследования – применение политехнических основ в обучении технологии.

В соответствии с целью были намечены следующие задачи:

- проанализировать существующие в педагогике подходы к применению политехнических основ в процессе технологической подготовки учащихся;

- определить роль и место политехнических основ в структуре образовательного процесса обучения технологии

- разработать методические материалы, позволяющие показать значимость политехнических основ в обучении учащихся 11 классов на уроках технологии;

- экспериментально проверить возможность обучения учащихся на уроках технологии с использованием разработанной структуры совместной учебно-творческой деятельности учащихся и преподавателя и с применением политехнических основ.

Методы:

– анализ теоретических источников по теме исследования;

– обобщение передового опыта ученых-педагогов;

– наблюдение;

– беседа;

– поиск решения педагогических ситуаций;

– анализ работы учащихся;

– педагогический эксперимент.


Прочие статьи:

Употребление запятой между однородными членами
Определите: 1. Союзное или бессоюзное соединение однородных членов союзное бессоюзное (однородные члены разделяются запятой) 2. Значение союзов противительные, двойные сопостави­тельные (однородные члены разделяются запятой) 3. Повторяются или не повторяются соединительные, разде­лительные союзы по ...

Диагностика и динамика навыков диалогического общения в процессе организации культурно-досуговой деятельности на уроках английского языка
Важной частью моей курсовой работы явилась разработка и проведение педагогического исследования. Хотелось получить более точные характеристики изучаемого педагогического явления (развития диалогических навыков), изучить его связь с другими явлениями и определить наиболее эффективные условия их испо ...

Психолого-педагогический аспект
11 – 15 лет – подростковый возраст. Это время приходится на VII класс, если иметь в виду одиннадцатилетнюю общеобразовательную школу. Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взросло ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru