Переход к третьему тысячелетию связан с технологической революцией, которая охватывает все виды человеческой деятельности. Сфера применения технологии расширяется, технологический подход распространяется на все стороны общественной жизни, в том числе, и на социальное управление, науку, образование. Технология становится существенным фактором развития общества.
Меняющиеся условиях требуют от человека готовности ориентироваться в современной технологической действительности, выбирать оптимальные способы деятельности на основе осознания своей ответственности за этот выбор, результаты и последствия их применения для существования цивилизации, а также быстрой адаптации без стрессов и потрясений к меняющейся социальной и технологической среде. Технологическая подготовка становится необходимой для любого человека, его общего и профессионального образования.
Сказанное ведет к переосмыслению феномена технологической подготовки в школе, определению места последней в общем образовании. Сама по себе постановка теоретических и практических проблем, связанных с технологической подготовкой школьников, не является для отечественной педагогики и практики школы чем-то новым. Необходимость изучения технологии в рамках политехнического образования как теоретическая, так и практическая задача отмечалась на разных этапах развития школы и педагогической науки.
Традиционно в педагогической теории и школьной практике овладение технологией рассматривалось в качестве обязательного элемента политехнического образования школьников, наряду с изучением техники, экономики и организации производства. Практически все ученые-политехнисты (П.Р. Атутов, Ю.К. Васильев, А.Г. Калашников, М.Н. Скаткин, С.М. Шабалов и др.) подчеркивали необходимость включения знаний о технологии в содержание политехнического образования в школе. Технологическая подготовка при таком подходе выступает важным средством адаптации выпускника школы в сфере материального производства, сфере современной техники.
В целом изучение технологии было ориентировано на подготовку школьников к непосредственному систематическому участию в производительном труде. Как правило, технологическая подготовка школьников своими целями и содержанием охватывала области промышленного и сельскохозяйственного производства, перспективы их развития.
В ряде работ по политехнизму (П.Р.Атутов, С.У.Калюга) область политехнического образования расширяется за счет меняющегося представления о технике не только как материально-орудийных средствах, но и включающей в себя определенные научно-технические знания. Политехническая подготовка в этом случае выходит за рамки изучения только производственной техники. Политехнизм рассматривается уже как подготовка к труду в сфере современной техники вообще, не ограничиваясь только материальным производством.
Задачи же технологической подготовки школьников при таком понимании будут решаться в том случае, когда показывается применение естественнонаучных закономерностей в технологических процессах, раскрывается то общее, что характеризует все отрасли производства, создаются возможности для переноса знаний и умений в новые условия, где подчеркивается, тем самым, актуальность данной работы.
Цель исследования – выявить значимость политехнических основ в технологической подготовке школьников на уроках технологии в 11 классе.
Объект исследования – учебный процесс в контексте технологической подготовки учащихся.
Предмет исследования – применение политехнических основ в обучении технологии.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи:
- проанализировать существующие в педагогике подходы к применению политехнических основ в процессе технологической подготовки учащихся;
- определить роль и место политехнических основ в структуре образовательного процесса обучения технологии
- разработать методические материалы, позволяющие показать значимость политехнических основ в обучении учащихся 11 классов на уроках технологии;
- экспериментально проверить возможность обучения учащихся на уроках технологии с использованием разработанной структуры совместной учебно-творческой деятельности учащихся и преподавателя и с применением политехнических основ.
Методы:
– анализ теоретических источников по теме исследования;
– обобщение передового опыта ученых-педагогов;
– наблюдение;
– беседа;
– поиск решения педагогических ситуаций;
– анализ работы учащихся;
– педагогический эксперимент.
Прочие статьи:
Соблюдение дидактических принципов
Активность учащихся на уроках физической культуры во многом определяется соблюдением учителем дидактических принципов. В настоящее время число дидактических принципов, формируемых педагогами, неуклонно растет. Их делят на две группы, одна из которых отражает мировоззренческую сторону обучения (прин ...
Анализ полученных результатов исследования
Анализируя тест САТ по графику мы видим, что самые высокие значения в группе испытуемых получены по таким шкалам, как ценностные ориентации и самоуважение. Значения по шкалам теста САТ Шкала ценностных ориентаций отражает свойство человека, показывающее в какой степени человек разделяет ценности, х ...
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме учебной мотивации
Для психики детского и подросткового возраста характерна несформированность мотивационной сферы. «Влияние улицы», а также расширяющееся информационное поле создают множество направлений формирования мотиваций, неподконтрольных ни родителям, ни учителю. Отсюда возникает необходимость пристального вн ...