Методы обогащения и активизации словаря дошкольников

Страница 4

При беседах с детьми, в рассказах детей следует отмечать каждое удачное, меткое слово, предлагать заменять слова мало удачные более подходящими, придумывать новые эпитеты, избегать повторений и т.п.

Хорошо после проведенной экскурсии или прочитанного рассказа при случае спросить детей, с какими новыми словами они познакомились, поговорить со старшими детьми о том, зачем нужно обогащать свою речь новыми словами, поощрять их спрашивать о значении непонятных слов.

Специального внимания к себе требует распространенное, но, несомненно, отрицательное явление, наблюдаемое в речи, – обилие в ней иностранных слов и выражений. Русский язык достаточно богат, чтобы обходиться собственными средствами. Детей надо с ранних лет приучать к употреблению русских слов и выражений, обращаясь к иностранным лишь в случаях безусловной необходимости.

Закрепление и активизация словаря организуются в процессе специальных занятий, дидактических игр и повседневного общения.

Занятиями, где осуществляется специальная работа по закреплению словаря, являются занятия по описанию предметов и обучению отгадывать и загадывать загадки.

Занятия по описанию предметов широко используют в практике работы с детьми пятого, шестого и седьмого года жизни. Часто их проводят в форме известной игры «Чудесный мешочек». Чтобы направить внимание детей на выделение большего числа признаков, используется игровая форма задания: «Кто увидит и назовет больше?»

Особое место занимают занятия по обучению отгадыванию загадок. Особая ценность этих занятий для решения задач словарной работы заключается не только в том, что на них осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря, но и в том, что они помогают ребенку проникнуть в образный строй русской речи. Каждая загадка представляет собой картинное, образное описание предмета, его характерных особенностей. При этом часто такое описание дается через другой предмет. Поэтому, чтобы отгадать загадку, ребенок должен знать особенности предметов, уметь сравнивать предметы, видеть в них общее. Вот почему занятия с загадками вводятся после ознакомления детей с особенностями предметов.

Занятия, посвященные отгадыванию загадок, как правило, состоят из двух частей. В первой части организуется рассматривание предметов с вычленением лишь тех их признаков, которые отражены в загадке. При этом используются элементы загадки для описания, обозначения характерных особенностей. Вторая часть занятия посвящается отгадыванию загадок. Здесь после отгадывания воспитатель спрашивает, как ребенок догадался.

Занятия по обучению детей придумыванию загадок па первых порах тесно связаны с занятиями по описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не называя его, остальные узнают его по описанию. На первых порах для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее удачными формами таких занятий являются игровые, например, в виде игры в магазин, когда «покупатель» описывает предмет, а «продавец» должен отгадать его, в виде игры «отгадай по описанию» и т.п. В этих играх предметы, которые описываются, наглядно представлены для всех. Более сложной будет игра «Почтальон принес посылку», в которой каждый ребенок получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.

Последующее усложнение таких занятий с детьми шестого и седьмого года жизни достигается тем, что подбирают одинаковые или близкие по внешнему виду предметы, различающиеся некоторыми особенностями, деталями, например грузовые машины, различающиеся формой, цветом некоторых частей, куклы с некоторой разницей в одежде, мячи разной расцветки и величины и т.п.

Все это требует умения увидеть характерные детали, особенности данного предмета в сравнении с другими, точно обозначить их словом при описании.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Роль дидактических игр и лексических упражнений в обогащении, закреплении и активизации словаря
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира ...

Межличностные отношения со сверстниками как психологическое условие развития мышления детей в старшем дошкольном возрасте
В последнее десятилетие психологические проблемы отношений дошкольников со сверстниками привлекают пристальное внимание. Основной вопрос, - роль межличностных отношений со сверстниками в жизни ребенка и его психическом развитии. Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи меж ...

В каком случае использование наглядности на уроке ИЯ может быть оправданным
Использование изобразительной наглядности может повысить эффективность любого урока ИЯ. Как справедливо замечает Эндрю Райт (Andrew Wright. Pictures for Language Learning. – Cambridge University Press, 1989), основные аргументы «за» или «против» использования любых учебных материалов на уроке опред ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru