Влияние художественной литературы на развитие словаря старших дошкольников

Статьи об образовании » Влияние художественной литературы на развитие словаря старших дошкольников

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

В результате общения с книгой к 6–7 годам ребенок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.

Поэтому проблемой нашего исследования стал вопрос, какие методы использования художественной литературы в воспитательно-образовательной работе будут влиять на развитие словаря старших дошкольников

Объект исследования: процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

В качестве предмета исследования заявлена художественная литература как средство развития словаря детей шести-семи лет.

Целью исследования явилось определение методов эффективного использования художественной литературы в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: Мы предположили, что художественная литература будет способствовать развитию словаря детей 6–7 лет при соблюдении следующих условий:

– Если в работе педагог будет использовать произведения художественной литературы адекватно возрасту детей:

1) наличие языковых средств выразительности;

2) наличие разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);

3) наличие многозначных слов.

– Если произведения художественной литературы будут использоваться не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни ребенка.

Задачи исследования:

1) Изучить теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста;

2) Изучить влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников;

3) Выявить особенности развития словаря дошкольников 6–7 лет;

4) Разработать и апробировать программу использования художественной литературы как средства развития словаря детей 6–7 лет;

5) Проследить динамику изменения уровня развития словаря детей 6–7 лет в процессе экспериментальной работы.

Методы изучения: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, программно-методического обеспечения дошкольного образования; диагностика уровня развития образной речи детей; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.


Прочие статьи:

Организация и методика выполнения проектов в образовательном процессе начальной школы
В настоящее время происходит перевод системы образования из системы, осуществляющей процесс усвоения совокупности предметных знаний, в систему, работающую на формирование определенных качеств личности младших школьников, задаваемых на данном этапе развития общества. Использование деятельностных фор ...

Психологические особенности развития логического мышления у младших школьников с нарушенным слухом
Когда психологи в начале XX в. стали изучать особенности мышления ребенка, в качестве одного из основных признаков была выделена связь мышления с речью. Вместе с тем выявилась непосредственная связь детского мышления с практическими действиями ребенка. Исследования отечественных психологов и показа ...

Программа психолого-педагогической коррекции коммуникативной сферы старших дошкольников
Для решения указанной выше задачи служат специальные коррекционные игры и занятия. Эта работа должна включать ряд этапов. Остановимся на их описании. Задачей первого этапа является преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от дру ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru