Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.
В результате общения с книгой к 6–7 годам ребенок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.
Поэтому проблемой нашего исследования стал вопрос, какие методы использования художественной литературы в воспитательно-образовательной работе будут влиять на развитие словаря старших дошкольников
Объект исследования: процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
В качестве предмета исследования заявлена художественная литература как средство развития словаря детей шести-семи лет.
Целью исследования явилось определение методов эффективного использования художественной литературы в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Мы предположили, что художественная литература будет способствовать развитию словаря детей 6–7 лет при соблюдении следующих условий:
– Если в работе педагог будет использовать произведения художественной литературы адекватно возрасту детей:
1) наличие языковых средств выразительности;
2) наличие разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);
3) наличие многозначных слов.
– Если произведения художественной литературы будут использоваться не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни ребенка.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста;
2) Изучить влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников;
3) Выявить особенности развития словаря дошкольников 6–7 лет;
4) Разработать и апробировать программу использования художественной литературы как средства развития словаря детей 6–7 лет;
5) Проследить динамику изменения уровня развития словаря детей 6–7 лет в процессе экспериментальной работы.
Методы изучения: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, программно-методического обеспечения дошкольного образования; диагностика уровня развития образной речи детей; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Прочие статьи:
Проведение формирующего эксперимента в условиях ДОУ
Характеристика ДОУ Содержание образовательного процесса определяется следующими программами и педагогическими технологиями: Основная образовательная программа: • «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова, 2010г. Дополнительные образовательные програм ...
Педагогическая импровизация
1. Определения педагогической импровизации Автор Определение Кан-Калик В. А. а) средство уточнения творческого процесса учителя, корректировки его взаимодействия с учащимися; б) творчество педагога во время его непосредственного общения с детьми, в момент осуществления в классе его педагогического ...
Использование в работе стихотворного ритма
Стихотворный ритм я постоянно использую в своей работе в оркестре. Упражнения по ритмодекламации, скороговорки, речевые игры со звучащими жестами – вот способы, которые очень помогают в развитии музыкально – ритмических способностей учащихся, в устранении дефектов речи, развитию артистических спосо ...