Развитие творческих способностей учащихся в процессе проведения физического практикума в основной школе

Статьи об образовании » Развитие творческих способностей учащихся в процессе проведения физического практикума в основной школе

Страница 1

Физическое образование в средней школе наряду с гуманитарным, социально-экономическим, математическим и технологическим обеспечивает всестороннее развитие личности школьника, готовит подрастающее поколение к самостоятельной жизни. Оно вносит вклад в достижение общей педагогической цели школы, обеспечивая усвоение учащимися основ науки, развитие мыслительных и творческих способностей, формируя научное мировоззрение. Изучение физики в средней школе является средством, помогающим школьникам освоить ту часть человеческой культуры, которая во многом определяет лицо современной цивилизации.

За последний период времени в средней школе происходят большие изменения: ведены новые программы, учебники и учебные пособия, образовались профильные классы, большое значение стало уделяться практическим занятиям и большей активизации учебного процесса.

В настоящее время обращается особое внимание на качество обучения в средних школах. Учащиеся, окончившие среднюю общеобразовательную школу, должны не только понимать окружающую их действительность, но и уметь плодотворно применять полученные знания и навыки в своей практической деятельности, а также уметь приобретать знания самостоятельно.

В настоящее время образованность обществом начинает осознаваться как владение техниками работы с информацией, развитие навыков самообразования и мотивации собственной деятельности. Указанные изменения в понимании образования требуют развития принципиально новых образовательных технологий, в противовес широко распространенным в современной образовательной системе репродуктивным технологиям, основанным на простом воспроизводстве информации. Эти новые технологии должны базироваться на продуктивности и творческом подходе.

Развитие творческих способностей – одно из самых важных направлений работы педагогов по формированию личности ребенка. Формируемый в процессе учебы опыт научного творчества учащихся имеет компоненты, характерные для всех видов творчества, так и специфические, связанные с той наукой, в рамках которой он формируется (физика, химия, математика и др.). К компонентам, общим для всех видов творчества, можно отнести способность творчески мыслить, способность к выявлению проблем. Специфичным для той или иной науки являются: мотивация творчества, опыт использования различных знаний, решенные учеником учебные творческие задачи, опыт технического творчества.

Способность мыслить творчески – самая важная составляющая опыта творческой деятельности. Творческое мышление обладает тремя специфическими чертами, проявляющимися при решении проблем. Первой такой специфической чертой является высокая рефлексия (способность к осмыслению и переосмыслению). Рефлексия может быть направлена на содержание своих действий, на себя или своих товарищей. Рефлексия рассматривается психологами как наиболее важный механизм творчества, обеспечивающий выработку оригинального решения.

В качестве второй специфической черты творческого мышления можно выделить способность к поиску решения в условиях неопределенности. Формирование такой способности может быть важно для учащихся, делающих большие успехи в обучении. Они привыкли к тому, что все выучено и понято. Но если они сталкиваются с ситуацией, когда неясно направление поиска решения, ни необходимая глубина решения, ни знания какой темы нужно использовать, - такая неопределенность пугает их, они не могут вести поиск решения задачи.

Третьей характерной чертой творческого мышления является способность к преодолению интеллектуальных трудностей. Поиск оригинального решения задачи осуществляется в ходе сложных переплетений логических действий. Творческое решение появляется после серии неудачных попыток, когда ученик или отказывается от продолжения поисков (тогда необходима помощь учителя), или в его голове неожиданно появляется нужная идея.

В качестве следующей составляющей опыта творческой деятельности можно выделить опыт использования для решения проблем знаний различных разделов изучаемых школьных предметов. Без гибких и осознанных знаний творчество невозможно. В то же время творчество можно рассматривать как средство повышения гибкости и осознанности знаний. Таким образом, повышение качества знаний можно осуществить, приобщая учащихся к творчеству, предоставляя задачи, соответствующие уровню их знаний. Творческие задачи можно рассматривать как средство повышения способности учащихся проводить осмысление и переосмысление. Без такой способности (рефлексии) достижение высокого качества знаний невозможно.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Дидактическая игра как метод пропедевтической работы с детьми 5-6 лет с ОНР
Дидактические игры - специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Системы Д.и. впервые разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори, для начального обучения - О. Декроли. В отечественной педагогической практике в 1940-50-е гг. Д.и. рассматривались преиму ...

Особенности овладения словообразованием и словоизменением в онтогенезе и при дизонтогенезе
Алексеева М.М., Яшина В.И., Лепская Н.И., Арушанова А.Г., Фомичева М.Ф. рассматривали проблемы развития словообразования и словоизменения детей с нормой речевого развития. По мнению Арушановой А.Г. основным источником развития навыков словообразования и словоизменения детей является повседневное об ...

Содержательный смысл математического уравнения
Вникая в смысл слова «уравнение» мы понимаем, что оно выражает процесс уравнивания. Что именно уравнивается и зачем? По-видимому, уравнивать можно что-то с чем-то и именно об этом говорит тот факт, что уравнение выражается равенством двух частей. Но в чем состоит смысл уравнивания? Ведь это значит, ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru