Проявления коммуникативно-педагогических ошибок учителей во взаимоотношении с младшими школьниками

Статьи об образовании » Педагогические ошибки учителей » Проявления коммуникативно-педагогических ошибок учителей во взаимоотношении с младшими школьниками

Страница 2

На уроке учителю не следует держать себя так, как будто он выступает с "ораторской трибуны". Он должен говорить просто, рассказывать, а не изрекать. Наиболее уместна непринужденная манера общения с классом. Обращаясь к учащимся, учитель должен смотреть на них, а не разглядывать доску, пол или потолок. Некоторые учителя тяготятся необходимостью смотреть в глаза своим ученикам: по их словам, это мешает им сосредоточиться. Психологически скованному начинающему учителю можно предложить следующий способ визуального контакта с классом: не фиксировать внимание на том или ином ученике, а смотреть как бы между ними, скользя взглядом по лицам в классной комнате. Тогда у учащихся создается впечатление, будто учитель находится с каждым из них в постоянном визуальном контакте. По мере того как начинающий учитель обретает уверенность в себе, ему становится легче смотреть прямо в глаза каждому ученику в отдельности.

Из-за отсутствия коммуникативных навыков в речи учителя порой возникают ненужные паузы и разрывы. Может войти в дурную привычку заполнять их междометиями типа "э . э .". Другой не менее скверной манерой заполнять паузы является злоупотребление словами-паразитами или даже целыми фразами. Педагоги повторяют их с упорством, достойным лучшего применения. У одного учителя почти каждое предложение начиналось следующими словами: "Теперь, как мы можем убедиться " Заканчивая фразу, тот же учитель непременно осведомлялся: "Понятно?" Другой без всякой надобности вставлял через слово: "Ну, ладно ." Многие учителя не осознают явных небрежностей в своей речи до тех пор, пока им на это не укажут. Но как только они начинают внимательно следить за собой, количество слов-паразитов обычно идет на убыль.

Принято считать, что педагоги превосходно знают нормы грамматики и литературного языка. Однако случается, что учитель допускает грамматическую ошибку непосредственно в ходе общения с классом. Но, даже поймав себя на этом, он не решается исправить свой промах. Просчет грубейший – в классе всегда отыщутся ученики, подметившие речевую ошибку учителя. Они незамедлительно сделают вывод о том, что педагог не владеет грамотной формой устной речи.

Вышесказанное относится и к тому, что пишет учитель на классной доске. Перед тем как направиться на урок, следует полистать словарь, чтобы незнакомых слов для учителя не существовало. Но ведь случаются и элементарные описки. Как быть с ними? Совет может быть лишь один: учителю следует внимательнейшим образом перечитывать все написанное им на классной доске.

4. Дурные привычки. Учителя иногда не полностью осознают, как они держат себя в классе. Существует тип "нервного" учителя, меряющего шагами пространство классной комнаты из угла в угол. При этом такой учитель непременно ритмично выстукивает каблуками. Другому обязательно нужно вертеть в руках мел или перебрасывать его с ладони на ладонь. Третий во время урока запустит руку в карман и примется бренчать мелочью. Четвертый то и дело прибегает к излишне эмоциональной жестикуляции. Есть учителя, постоянно играющие очками, завитками собственных волос, пуговицами, ремнями и т.д. Все эти манипуляции приковывают внимание учеников к внешним особенностям поведения учителя и тем самым отвлекают от урока. Учителя должны стремиться как можно скорее изжить подобные дурные привычки начиная с того момента, как осознают их путем самонаблюдения или с помощью коллег.

5. Пренебрежение личной гигиеной. Как правило, школьные учителя являются в класс аккуратно одетыми и подтянутыми – на них приятно смотреть. Однако всегда найдется учитель, одетый хотя и со вкусом, но тем не менее не совсем ладящий с личной гигиеной. Некоторым людям нелишне напомнить, что требуется содержать в порядке одежду, чаще освежать кожу. Неприятный запах изо рта – возможно, результат болезни ротовой полости или желудочного заболевания, неумеренного курения или излишнего потребления острой пищи – может привести к тому, что ученики будут сторониться своего учителя, как в переносном, так и в прямом смысле слова. Какой бы ни была причина, начинающему учителю следует устранять подобные недостатки.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Дидактические основы логопедических занятий с заикающимися детьми
Дидактические основы детской логопедии. Система коррекционного воспитания и обучения детей с нарушенной речевой деятельностью строится на основе общей теории обучения (дидактики) объектом изучения которой являются закономерности и принципы, методы, организационные формы и средства. В современной пе ...

Философские и психологические идеи П.П. Блонского
К историко-философскому факультету Киевского университета была приписана кафедра философии и психологии, где начинал свою научную деятельность Блонский. Наибольшее влияние на него оказали лекции профессоров философии А.Н. Гилярова и Г.И. Челпанова. Под влиянием Гилярова он увлекся античной философи ...

Обучение простым дирижёрским навыкам
Помогает развитию чувства ритма и «дирижерский счет». Потребность в нем вызывается моторной природой ритмического чувства. Одной исполнительской моторики не всегда достаточно, чтобы вести ритмическую линию; на помощь ей и приходит счетная моторика. Потребность в «дирижерском счете» может иметь мест ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru