Проявления коммуникативно-педагогических ошибок учителей во взаимоотношении с младшими школьниками

Статьи об образовании » Педагогические ошибки учителей » Проявления коммуникативно-педагогических ошибок учителей во взаимоотношении с младшими школьниками

Страница 3

6. Чувство такта. Время от времени учителя допускают неосторожные замечания и реплики перед классной аудиторией и вне ее. Одно неосторожно сказанное слово может получить чрезмерно широкий резонанс. Это негативно отражается на учащихся, непосредственно на самом учителе, педагогическом персонале школы, в которой он пробует свои силы, а порой и на микроклимате местной общины. Так, один учитель, работая в шахтерском поселке, при обсуждении в классе спорного законопроекта по вопросу о трудовых правах шахтеров позволил себе весьма опрометчивые высказывания. Учащиеся, придя домой, не преминули передать слова учителя родным. Последовали телефонные звонки. Родители высказали школе недоумение и протест. Школа потребовала разъяснений от колледжа, направившего к ним этого учителя-практиканта. Одним словом, молодой человек стал центром всеобщего внимания, мишенью нападок местной общины. Ясно одно: поскольку законопроект, о котором шла речь, содержал немало спорных моментов, учителю следовало воздержаться от высказывания своего субъективного мнения перед классной аудиторией, столь чувствительной к этому вопросу, а тем более к неблагоприятным оценкам в адрес шахтеров. Разумнее было без спешки объективно разобрать достоинства и недостатки злополучного законопроекта, а после этого предоставить право делать собственные выводы и заключения самим учащимся.

Учитель, не зная индивидуальных особенностей своих учеников, не может рассчитывать на успех. Несмотря на то что профессионально-педагогическая подготовка и повседневный труд учителя ориентированы на фронтальные формы работы с классом, ему не следует забывать об индивидуальном подходе к учащимся, об их личностных особенностях и проблемах. Некоторые учителя недостаточно осознают эту необходимость и рассматривают своих учеников скорее как безликую массу. Это безусловно ошибочный подход, ибо не кто иной, как школьный учитель, обязан помочь каждому ученику раскрыть свои потенциальные возможности как уникальной личности.

Как ни трудно поверить, но факт остается фактом: иногда начинающий учитель так мало знает своих учеников, что не в состоянии называть их по именам даже после нескольких недель работы с классом. Такие промахи недопустимы. Большинство учителей запоминают имена и фамилии своих будущих учеников еще в период предварительного наблюдения за работой класса. В течение этого периода учитель может почерпнуть немало информации из личных дел учащихся, в беседах с коллегами, наконец, благодаря собственным наблюдениям. Учитель, самостоятельно проработавший две или три недели в школе, но для которого его ученики по-прежнему выглядят все на одно лицо, теряет в глазах класса авторитет. И наоборот, могут ли быть сомнения в том, насколько более благоприятными становятся реакции и эмоциональное состояние учащихся, когда к ним обращаются по имени?

Чрезмерное увлечение индивидуальным подходом. Большинство школьных учителей уделяет пристальное внимание каждому из своих учеников. Но бывает и так, что индивидуальная работа с одним учащимся идет в ущерб его одноклассникам. Достаточно типичный случай: педагог не жалеет своего рабочего и свободного времени, помогая лишь одному ученику. Это несправедливо по отношению к остальным, у которых, возможно, затруднения в учебной работе проявлялись не столь отчетливо. Учитель должен планировать свое время таким образом, чтобы успевать оказывать посильную помощь всем, кто в ней нуждается.

Таким образом, анализ теоретический анализ проблемы психологии коммуникативно-педагогических ошибок учителей начальных классов позволили сделать следующие выводы:

1. Ошибка – общее название для голого класса понятий, связанных с искажением, с дефектом деятельности в каждом из трёх полей: предметном, логическом и поле взаимоотношений, смыслов.

2. Педагогическими ошибками, по нашему мнению, можно считать действия и личностные проявления педагога, связанные непосредственно с организацией деятельности, со способами ее осуществления и приводящие к потерям в качестве, результативности и эффективности профессиональной педагогической деятельности.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Роль сюжетно-дидактических игр в приобретении дошкольниками математических знаний
Начальное обучение дошкольников математическим знаниям осуществляется на занятиях. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления в области счета и измерения (считать свободно различные предметы, звуки, движения; сравнивать числа, знать, как можно получит ...

Организация работы на начальном этапе
На начальном этапе главной становится цель – научить читать книгу. Выдвигаются новые учебные задачи – учить детей ориентироваться в репе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения, а также тренировать в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении одной незнакомой ...

Характеристики мнемической деятельности учащихся коррекционных школ VIII вида
Перед рассмотрением собственно особенностей вербальной памяти умственно-отсталых учащихся, опишем память как психическое явление, а также выделим из этого описания важные для темы дипломного исследования моменты. Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное и ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru