С помощью адаптированной Н.В.Гришиной методики американского социального психолога К.Н.Томаса (1973) определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, в школьной команде, стремится ли он к компромиссам, избегает ли конфликтов или, наоборот, старается обострить их. Методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной спортивной деятельности.
К. Томас считает, что при избежании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Тест можно использовать в групповом варианте как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени не более 15—20 мин.
Ключ | |||||
№ |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избежание |
Приспособление |
1 |
А |
А | |||
2 |
Б |
А | |||
3 |
А |
Б | |||
4 |
А |
Б | |||
5 |
А |
Б | |||
6 |
Б |
А | |||
7 |
Б |
А | |||
8 |
А |
Б | |||
9 |
Б |
А | |||
10 |
А |
Б | |||
11 |
А |
Б | |||
12 |
Б |
А | |||
13 |
Б |
А | |||
14 |
Б |
А | |||
15 |
Б |
А | |||
16 |
Б |
А | |||
17 |
А |
Б | |||
18 |
Б |
А | |||
19 |
А |
Б | |||
20 |
А |
Б | |||
21 |
Б |
А | |||
22 |
Б |
А | |||
23 |
А |
Б | |||
24 |
Б |
А | |||
25 |
А |
Б | |||
26 |
Б |
А | |||
27 |
А |
Б | |||
28 |
А |
Б | |||
29 |
А |
Б | |||
30 |
Б |
А |
Прочие статьи:
Педагогическая импровизация: исторический аспект
Исследователи в области педагогики уже давно обратили внимание на необходимость развития творческой личности учителя, но педагогической импровизации, неотъемлемому компоненту педагогической деятельности, до недавних пор уделялось недостаточно внимания. Слово «импровизация» (лат. improvisus) означае ...
Современная ситуация в области профориентационной работы
В настоящее время, среди требований, предъявляемых к школьной системе, обострилось требование формирования навыков поведения в современной динамичной и конкурентной среде, где требуется принятие и реализация самостоятельных решений. По данным собственных исследований А.Г. Каспаржак говорит, что вып ...
Учитель и воспитатель в системе учебно-воспитательного процесса
Проводя воспитательную работу с уч-ся, кл. рук. следует поддерживать тесные контакты с учителями с целью установления единых требований к уч-ся и повышения качества учебно-воспитательного процесса. Одной из форм яв-ся посещение кл.рук-м уроков, проводимых учителями в его классе. В процессе посещени ...