С помощью адаптированной Н.В.Гришиной методики американского социального психолога К.Н.Томаса (1973) определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, в школьной команде, стремится ли он к компромиссам, избегает ли конфликтов или, наоборот, старается обострить их. Методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной спортивной деятельности.
К. Томас считает, что при избежании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Тест можно использовать в групповом варианте как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени не более 15—20 мин.
Ключ | |||||
№ |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избежание |
Приспособление |
1 |
А |
А | |||
2 |
Б |
А | |||
3 |
А |
Б | |||
4 |
А |
Б | |||
5 |
А |
Б | |||
6 |
Б |
А | |||
7 |
Б |
А | |||
8 |
А |
Б | |||
9 |
Б |
А | |||
10 |
А |
Б | |||
11 |
А |
Б | |||
12 |
Б |
А | |||
13 |
Б |
А | |||
14 |
Б |
А | |||
15 |
Б |
А | |||
16 |
Б |
А | |||
17 |
А |
Б | |||
18 |
Б |
А | |||
19 |
А |
Б | |||
20 |
А |
Б | |||
21 |
Б |
А | |||
22 |
Б |
А | |||
23 |
А |
Б | |||
24 |
Б |
А | |||
25 |
А |
Б | |||
26 |
Б |
А | |||
27 |
А |
Б | |||
28 |
А |
Б | |||
29 |
А |
Б | |||
30 |
Б |
А |
Прочие статьи:
Методика работы по формированию активного словаря детей старшего дошкольного
возраста
Одна из основных задач речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом возрастных особенностей и возможностей дошкольников. Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является ...
Память, одна из составляющих в дидактических играх
Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. При проведении занятий с ребенком необходимо учитывать не только физиологический аспект функ ...
Организация внеучебной работы на факультете естественных наук КГУ
Хотелось начать пафосно: «Внеучебная работа на факультете естественных наук "КГУ" осуществляется исходя из концепции, целей, задач, принципов, обозначенных в среднесрочной программе развития воспитательной работы в "КГУ" на период 2008-2009 гг., принятой на Ученом совете "К ...