С помощью адаптированной Н.В.Гришиной методики американского социального психолога К.Н.Томаса (1973) определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, в школьной команде, стремится ли он к компромиссам, избегает ли конфликтов или, наоборот, старается обострить их. Методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной спортивной деятельности.
К. Томас считает, что при избежании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Тест можно использовать в групповом варианте как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени не более 15—20 мин.
|
Ключ | |||||
|
№ |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избежание |
Приспособление |
|
1 |
А |
А | |||
|
2 |
Б |
А | |||
|
3 |
А |
Б | |||
|
4 |
А |
Б | |||
|
5 |
А |
Б | |||
|
6 |
Б |
А | |||
|
7 |
Б |
А | |||
|
8 |
А |
Б | |||
|
9 |
Б |
А | |||
|
10 |
А |
Б | |||
|
11 |
А |
Б | |||
|
12 |
Б |
А | |||
|
13 |
Б |
А | |||
|
14 |
Б |
А | |||
|
15 |
Б |
А | |||
|
16 |
Б |
А | |||
|
17 |
А |
Б | |||
|
18 |
Б |
А | |||
|
19 |
А |
Б | |||
|
20 |
А |
Б | |||
|
21 |
Б |
А | |||
|
22 |
Б |
А | |||
|
23 |
А |
Б | |||
|
24 |
Б |
А | |||
|
25 |
А |
Б | |||
|
26 |
Б |
А | |||
|
27 |
А |
Б | |||
|
28 |
А |
Б | |||
|
29 |
А |
Б | |||
|
30 |
Б |
А | |||
Прочие статьи:
Психолого-педагогическая
характеристика старшегодошкольного возраста
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регламентируют нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возр ...
Эффективность социально-педагогической теории освоения мира учащимися в системе
дополнительного образования детей
Организованная опытно-поисковая работа по проверке условий эффективности освоения мира учащимися осуществлялась на базе ряда учреждений дополнительного образования г.Оренбурга ( ЦЭВД, Школа «Вдохновение», ЦВР «Подросток»), г.Новотроицка (Центр развития творчества детей и юношества (ЦРТДЮ), г.Магнит ...
Коммуникативный подход в процессе обучения иностранным языкам
Коммуникативный подход – подход, обеспечивающий воздействие на собеседника, оптимальность обучения с точки зрения эффективности воздействия на другого (при социально-ориентированном общении - на аудиторию). Это подход, напрямую «замкнутый» на строение и особенности деятельности, недаром сегодня в м ...