Разыгрывая тот или иной сюжет игры, ребенок берет на себя определенную роль – мамы, летчика, врача и др. Как правило, в играх бывает не одна, а две или больше ролей. Иначе невозможно передать даже несложный сюжет – нельзя изображать маму, если у нее нет дочки, или доктора, если ему некого лечить. Когда ребенок играет один, он берет на себя одну роль, а другие роли раздает игрушкам – куклам, игрушечным животным. В совместной игре, имеющей нескольких участников, роли распределяются между детьми. Они делятся на главные и второстепенные. Главная роль – роль человека, который по сюжету игры руководит другими. Это роль мамы (или папы) в семье, доктора в поликлинике, капитана на корабле.
Н.П. Аникеева указывает на то, что роль – это главное, что привлекает ребенка в игре. Обычно игра и начинается с того, что ребенок берет на себя роль, а потом уже, исходя из нее, начинает придумывать сюжет игры.
В игре ребенка привлекает, прежде всего, возможность изображать другого человека (особенно взрослого). Поэтому, когда ребенку предлагают играть самого себя, он отказывается: это для него не игра.
Роль выполняется при помощи игровых действий. Доктор "выслушивает больного", делает ему "укол", дает указания о режиме. Капитан смотрит в подзорную трубу, дает команды об изменении курса корабля. Игровые действия могут изображать те или иные реальные, практические действия людей (кормление, измерение температуры и т.п.), а могут быть словесными (советы больному, замечания и наставления ребенку, команды и др.).
В одиночной игре все разыгрывание сюжета складывается из игровых действий одного ребенка, в совместной игре – из игровых действий всех ее участников.
Младшие дошкольники играют, как правило, в одиночку. Они еще не умеют договариваться между собой, распределять роли, игровой материал. Темы их игр обычно берутся из впечатлений собственной жизни, из непосредственного окружения. Это – "дочки-матери", "детский сад", "езда" на машине или троллейбусе, "лечение. Сюжеты игр однообразны. Это чаще всего многократное повторение одних и тех же игровых действий.
По мнению Л.А. Венгер, особенность игр младших дошкольников состоит в том, что среди игровых действий преобладают внешние действия изображаемых людей. Так, играя в "доктора" после того, как в детском саду побывал врач и сделал детям прививки, младшие дошкольники стараются точно повторять внешние действия врача: как протирает руку ребенка спиртом, как делает укол, как после этого снова протирает место укола.
В играх трехлетних детей словесные игровые действия используются сравнительно редко. Но можно их этому специально обучить. Так, в одном исследовании с детьми второй младшей группы затевались игры с использованием игрушечных телефонов. Сначала взрослый "говорил по телефону" от имени сказочных персонажей, а ребенок ему отвечал. Потом сами дети (уже без взрослого) начали активно пользоваться телефоном, "звонить" зайчику, колобку, Мойдодыру и разговаривать с ними.
Непосредственным толчком к началу игры у младших дошкольников служит либо совет взрослого, либо недавно полученное впечатление (например, медицинский осмотр в детском саду) либо попавшаяся на глаза игрушка. Поэтому в этом возрасте полезны игрушки и комплекты игрушек, относящиеся к доступным пониманию детей видам человеческой деятельности.
По мнению В.С. Мухиной, на протяжении младшего дошкольного возраста происходит значительное изменение сюжетно-ролевой игры. Это, прежде всего, переход от одиночных игр к совместным, включающим двух и более участников. Происходит он постепенно. Сначала дети начинают проявлять интерес и внимание к игре другого ребенка, эпизодически включаются в нее на короткое время. Пока игра заключается лишь в выполнении элементарных действий с игрушками (катание машины за веревочку, накладывание "еды" на тарелку), она еще не дает оснований для устойчивого общения. Дети могут меняться игрушками, помогать друг другу, но потом снова расходятся, и каждый играет сам по себе.
В более длительное общение дети начинают вступать по мере развития игровых умений и более детального знакомства с жизнью взрослых людей. Глубже проникая в жизнь взрослых, дети обнаруживают, что она постоянно протекает в общении с другими. Мама беседует с папой, подает семье обед, следит за тем, как дети ведут себя за столом. Продавец разговаривает с покупателями, парикмахер – с клиентами. Стремление воспроизвести в игре не только действия взрослых с вещами, но и их взаимоотношения приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, которые играли бы вместе с ним. Возникает необходимость организовать игру, включающую несколько ролей, договориться с другими детьми.
Вместе с переходом от одиночной к совместной игре расширяется тематика детских игр и усложняются их сюжеты. Главным в сюжетах детских игр становится воспроизведение отношений между людьми. В играх исчезает многократное повторение одних и тех же действий. А сами эти действия совершаются для того, чтобы выразить отношение к другому человеку в соответствии со взятой ролью.
Прочие статьи:
Основные закономерности социального развития детей старшего дошкольного
возраста
Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания н ...
Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании
Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и соверш ...
Употребление запятой между однородными членами
Определите: 1. Союзное или бессоюзное соединение однородных членов союзное бессоюзное (однородные члены разделяются запятой) 2. Значение союзов противительные, двойные сопоставительные (однородные члены разделяются запятой) 3. Повторяются или не повторяются соединительные, разделительные союзы по ...