Определение понятия "вербальная агрессия"

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Определение понятия "вербальная агрессия"

Страница 4

2. Разграничить явление вербальной агрессии и специфические формы речевого поведения, составляющие часть поведенческого кодекса отдельных подростковых микрогрупп и молодежной субкультуры в целом.

3. Установить отличия между целенаправленным и нецеленаправленными проявлениями речевой агрессии на основе разграничения понятий "речевое поведение" и "речевая деятельность".

4. Определить отношений понятий "негативные чувства" и "отрицательные эмоции" к явлению речевой агрессии.

5. Выявить основные факторы, определяющие агрессивный характер высказывания в конкретной речевой ситуации.

1. Отличия речевой агрессии от сходных и смежных явлений

Речевая агрессия и языковое насилие. Анализ современных исследований по проблемам вербальной коммуникации показывает, что между этими явлениями существует определенная связь, что доказывает уже само определение языкового насилия.

Так, например, А.П. Сковородников в статье "Языковое насилие в современной российской прессе" определяет это явление как "не аргументированное вовсе или недостаточно аргументированное открытое или скрытое (латентное) вербальное воздействие на адресата, имеющее целью изменение его личностных установок (ментальных, идеологических, оценочных и т.д.) или его поражение в полемике - в пользу адресата".

Французский философ П. Рикер в работе "Торжество языка над насилием. Герменевтический подход к философии права" признает, что "насилие может быть не только физическим, крайняя форма которого - убийство или нанесение раны, но средством насилия может оказаться и язык". При этом языковое насилие понимается как "внесение смуты, соблазнение и все способы извлекать преимущества из своего языкового (de langage) превосходства над тем, кто обладает меньшим языковым могуществом" - то есть прежде всего как манипуляция и словесное подавление адресата.

Рикер полагает, что зачатки данного явления существовали уже в античности, и пытается проследить его исторические изменения: "Уже у Платона мы находим разработку темы "Нет тирана без софиста". Тиран действует не только посредством физического насилия, но и посредством извращения языка (langage), которое является тем самым формой насилия в языке. Все известные нам тоталитарные системы в XX веке гораздо в большей степени пользовались извращением языка, чем физической силой: так называемые идеология и пропаганда - языковые формы насилия".

Проблема языкового насилия затрагивается также в статье О. Старовой "Средства массовой информации как источник агрессии"; в докладе О.Н. Быковой "Виды языкового манипулятивного воздействия на аудиторию (на материале современной российской прессы)" на Всероссийской научно-практической конференции "Русская речевая культура XX века" (Красноярск, 14-16 сентября 1999); монографии Н.А. Купиной "Тоталитарный язык: словарь и речевые реакции".

Очевидно, что понятие языкового насилия в определенном смысле близко понятию речевой агрессии: в обоих случаях речь идет о высказываниях, целенаправленно отрицательно воздействующих на адресата, манипулирующих его сознанием. Однако, к сожалению, использовать понятие "языковое насилие" в нашей работе не представляется возможным, поскольку, во-первых, оно сформулировано применительно к другому предмету исследования - средствам массовой информации (телевидению, прессе). Это существенно ограничивает круг аспектов исследования явления речевой агрессии, предполагая рассмотрение только письменных форм речи и специфических речевых ситуаций, а также анализ только целенаправленных и осознанных агрессивных высказываний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Прочие статьи:

Определение понятий одаренность, одаренный ребенок
Научный смысл работы по выявлению одаренных и талантливых состоит в том, что она позволяет раскрыть на самой представительной выборке природу и психологический механизм творчества, обеспечить возможности использования законов творчества для совершенствования содержания и методов обучения всех детей ...

Опытно–поисковая работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках технологии: анализ и обобщение результатов
В практическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы младших подростков на уроках технологии была проведена опытно – поисковая работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках технологии на базе МОУ СОШ № 156, города Екатеринбурга, Свердловской области, пре ...

Цель и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Задачи деятельности классного руководителя: – формирование и развитие коллектива класса; – создание благоприятных психолого-педагогических услов ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru