Вербальная агрессия в школьной речевой среде

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде

Особая острота проблемы вербальной агрессии в школьной речевой среде и необходимость ее изучения определяются прежде всего неблагополучным социо-культурным положением в нашей стране: ростом детской асоциальности и преступности, пропагандой насилия в средствах массовой информации, искажением в сознании наших соотечественников системы духовных ценностей, утратой или ослаблением в связи с длительными социальными потрясениями механизмов, традиционно сдерживавших проявления вербальной агрессии.

Необходимость изучения именно вербальных проявлений агрессии продиктована также тем, что в современном социуме такая агрессия ошибочно оценивается общественным сознанием как менее деструктивная и лишь "фиктивно" опасная, нежели агрессия физическая. Подобное поверхностное отношение приводит к тому, что "в современных логосферах речевая агрессия сдерживается не только явно недостаточно, но и вообще слабо".

Между тем вербальная агрессия препятствует реализации основных задач эффективного речевого общения: затрудняет полноценный обмен информацией, тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга, делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия. Поэтому всестороннее исследование явления вербальной агрессии является сегодня необходимым условием, обеспечивающим коммуникативную безопасность отдельной личности и общества в целом.

Актуальность изучения данной проблемы определяется также малой исследованностью речевой агрессии в отечественной науке и на отечественном материале. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны и представляют собой главным образом обзор зарубежных исследований. Однако, как показывают наблюдения, вербальная агрессия - широко распространенное явление в школьной речевой среде, имеющее место практически на всех социальных уровнях общения: межличностном, внутриколлективном, общешкольном. Причем вербальной агрессией отмечена речь как учащихся, так и учителей общеобразовательной средней школы. В связи с этим, очевидно, что одной из важнейших воспитательных задач современного школьного образования является социализация учащихся в современном мире через обучение навыкам эффективного общения, не допускающего проявлений вербальной агрессии.

Сказанное диктует необходимость всесторонней теоретической разработки проблемы вербальной агрессии в школьной речевой среде и создания практических рекомендаций для учителей общеобразовательной средней школы.

Указанные положения определили выбор темы, объект изучения, а также цели и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования является речь школьников (учащихся 5-8 классов) и учителей общеобразовательной средней школы.

Предмет изучения - проявления агрессии в речи данной возрастной группы учащихся, а также учителей общеобразовательной средней школы.

Данная возрастная группа учащихся выбрана для исследования на том основании, что "периоды выраженной агрессивности ребенка, нарушающие его гармоничные отношения с окружающими, наблюдаемые в процессе нормального аффективного развития, в основном совпадают с моментами его наибольшей эмоциональной лабильности, с переживанием возрастных аффективных и личностных кризисов". В соответствии с основными положениями детской возрастной психологии, этот период приходится как раз на возраст 10-14 лет, соответствующий обучению в пятом-восьмом классах.

Основаниями для изучения речи учителя послужило следующее: во-первых, речь взрослого (в школе - педагога) служит речевым поведенческим образцом для подражания ребенком (школьником); во-вторых, проявления агрессии в речи учителя является предпосылкой для проявления агрессии в речи учащихся. Подробное обоснование данных положений будет дано в соответствующих разделах работы.

Методологические основания и принципы работы: в настоящей работе используется системный подход к исследованию проблемы вербальной агрессии в школьной речевой среде, который предполагает:

использование достижений различных наук и междисциплинарных комплексов (лингвистики, психологии, психолингвистики, философии, этологии и лингвоэтологии, педагогики, социологии) к исследованию вербальной агрессии;

комплексное применение диагностических и коррекционных методов и методик;

двусторонний подход к проблеме ограничения проявлений вербальной агрессии в школьной речевой среде: утверждение необходимости коррекционно-профилактической работы как со школьниками, так и с учителями; утверждение необходимости контроля над речевым поведением учащихся как в школе (со стороны учителей), так и в семье (со стороны родителей).

Для комплексного исследования вербальной агрессии в школьной речевой среде используется деятельностный подход, который является ведущим в современном языкознании и психолингвистике и предполагает рассмотрение языка как "лингвистический вариант социальной деятельности" человека.

Для выделения и описания типичных форм проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде используется жанровый подход (с позиции теории речевых жанров - М.М. Бахтин, А. Вежбицка, Т.В. Шмелева и др.), в рамках которого любое высказывание рассматривается как реальная единица речевого общения, "четко отграниченную сменой речевых субъектов", а РЖ - как феномен речи; особая модель высказывания; "относительно устойчивый тип высказывания". Это, с нашей точки зрения, позволяет не только описать различные формы проявления вербальной агрессии, но и выделить противоположные, оппозиционные типы высказываний - жанры, использование которых не допускает речевой агрессии (например, угроза - предупреждение, напоминание; насмешка, колкость - комплимент; приказ - просьба и т.п.), и дает возможность целенаправленно и осознанно подойти к разработке проблемы предупреждения вербальной агрессии в школьной речевой среде.

Цели исследования:

Изучение природы вербальной агрессии; определение сущности вербальной агрессии школьников с рассматриваемых позиций.

Исследование основных видов и форм проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде.

Определение и систематизация методов, приемов и средств устранения вербальной агрессии из школьной речевой среды.

Гипотеза исследования: установление сущности феномена вербальной агрессии, определение методов ее диагностики и описание основных видов и типичных форм проявления в школьной речевой среде позволяют наметить основные направления осуществления контроля над вербальной агрессией в данной речевой среде и создать систему частных методов и приемов ее предотвращения и устранения.

Для реализации поставленных целей и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

Исследовать природу агрессии человека, установить основные причины проявления вербальной агрессии, оценить степень ее опасности и последствия;

Дать определение понятия "вербальная агрессия" и установить ее отличия от сходных и смежных явлений;

Выделить, описать и оценить с точки зрения эффективности методы и частные методики, позволяющие получить наиболее полный и достоверный материал об изучаемом явлении;

Исследовать с помощью выделенных методов и методик проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде;

Выделить и описать основные виды и конкретные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде;

Описать невербальные компоненты агрессивных высказываний;

Определить комплекс наиболее типичных ответных реакций на вербальную агрессию;

Выделить и описать основные направления по предупреждению вербальной агрессии в школьной речевой среде; наметить пути практического использования частных методов и приемов, выделенных в рамках этих направлений.

Данные задачи решались на уроках по различным предметам в средней общеобразовательной школе в пятых-восьмых классах, прежде всего - на занятиях по русскому языку и риторике, а также в ходе посещения внеклассных мероприятий и перемен между уроками в 1997 - 2001 гг.

Экспериментальной базой исследования были УВК 556 г. Москвы, школы № 1211, № 212 г. Москвы и др.

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов исследования:

1. Теоретический анализ научной литературы по исследуемому вопросу;

2. Констатирующий срез;

3. Анализ базовых учебников русского языка и риторики;

4. Анкетирование учащихся, студентов и учителей по актуальным проблемам исследования;

5. Опытное обучение, включающее качественно-количественный анализ экспериментальных данных.

Методы, использовавшиеся в процессе исследования, определялись его общими методологическими основаниями, а также спецификой изучаемого аспекта агрессии (вербальные групповые ее проявления) и объективными исследовательскими возможностями разработки данной проблемы.

На начальном этапе (1998) проводились изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме диссертационного исследования, разрабатывались подходы к изучению явления вербальной агрессии в школьной речевой среде, формулировалось "рабочее" определение вербальной агрессии, на которое можно было бы опереться в дальнейших практических исследованиях.

На втором этапе (1998 - 1999) определялись наиболее эффективные методы изучения вербальной агрессии, после чего проводился констатирующий эксперимент - диагностика общего уровня речевой агрессии изучаемого контингента учащихся и учителей средней общеобразовательной школы, а также выявление основных видов, конкретных форм и наиболее типичных ситуаций проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде.

На третьем этапе исследований (1999 - 2000) осуществлялась систематизация полученного практического материала - были выделены общие основания для классификации различных проявлений вербальной агрессии, описаны основные виды, формы, ситуации ее бытования в школьной речевой среде, а также наиболее типичные ответные реакции на вербальную агрессию.

На четвертом этапе исследований (2000 - 2001) были выделены основные направления работы по устранению и предупреждению речевой агрессии в средней общеобразовательной школе, описаны частные коррекционно-профилактические методы, на основании которых были созданы некоторые конкретные методические разработки и рекомендации учителям.

На заключительном (январь 2001- март 2001) этапе проводилось опытное обучение на основе разработанной методики, выявлялась эффективность этой методики, проводилась учебно-методическая работа среди студентов и магистрантов МПГУ и учителей средней общеобразовательной школы (чтение лекций, проведение семинаров-тренингов). На основании этого были сделаны научно-методические обобщения исследования проблемы вербальной агрессии в школьной среде и намечены перспективы ее дальнейшего изучения.

Структура работы: диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложения.

Прилагаемые к работе материалы включают:

расшифровку диктофонных записей 20-ти речевых ситуаций, отмеченных проявлениями вербальной агрессии школьников и учителей;

анализ 3-х ситуаций вербальной агрессии, не вошедших в основной текст диссертации;

обобщение данных ассоциативного эксперимента (выделенные ассоциации и тематические группы в процентном соотношении);

обобщение данных использования метода опроса для диагностики вербальной агрессии школьников;

рисунки учащихся, полученные в результате проведения проективной методики РНЖ;

обобщение данных анализа учебников русского языка для 5-го класса;

текст раздела "От обидного слова – навек ссора" учебного пособия "Школьная риторика. 10-11 кл." / Под. ред. Т.А. Ладыженской;

два коммуникативно-направленных упражнения по русскому языку (описание и апробация);

список нравственно-ориентированных текстов для использования на уроках словесности в средней школе (30 текстов с кратким комментарием);

описание урока риторики в пятом классе с использованием фрагмента из сказки-были М. Пришвина "Кладовая солнца" (опытное обучение).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- дано "рабочее" определение понятия "вербальная агрессия";

- выявлены возможности применения различных научно-методологических подходов к изучению вербальной агрессии в школьной речевой среде;

- установлены отличия вербальной агрессии от сходных и смежных психологических явлений и явлений речи;

- выделены и описаны различные методы изучения вербальной агрессии в школьной речевой среде;

проведена диагностика вербальной агрессии школьников и учителей средней общеобразовательной школы с помощью выделенных методов и методик;

дана оценка эффективности и целесообразности использования этих методов и методик для исследовании вербальной агрессии в школьной речевой среде;

- выделены и описаны основные виды и конкретные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде;

- определен комплекс основных ответных реакций учащихся на проявления вербальной агрессии;

- выделены и описаны невербальные компоненты агрессивных высказываний;

- намечены основные пути устранения вербальной агрессии из школьной речевой среды; выделены и описаны частные направления коррекционно-профилактической работы в рамках выделенных направлений;

- показаны возможности практической реализации намеченных направлений и возможности применения отдельных коррекционно-профилактических методов и приемов в условиях общеобразовательной средней школы.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

установлена сущность явления вербальной агрессии;

определен и апробирован комплекс методов изучения вербальной агрессии в школьной речевой среде;

исследованы основные виды и формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде;

созданы методические разработки и даны практические рекомендации для учителей средней общеобразовательной школы по осуществлению контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде;

собран дидактический материал для занятий со студентами и учащимися.

Материалы и результаты данной работы могут найти широкое практическое применение в работе по подготовке и повышению квалификации учителей средней общеобразовательной школы, в процессе организации и в ходе осуществления учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе (в форме лекций, спецкурса, семинаров-тренингов, методических разработок и практических рекомендаций).

Обоснованность и достоверность результатов исследования и основных выводов, сформулированных в диссертации, подтверждается данными анализа лингвистической, психолого-педагогической, философской и учебно-методической литературы, комплексным применением методов исследования, использованием данных смежных наук, данными констатирующего эксперимента и результатами опытного обучения, в котором приняли участие 453 учащихся, анкетированием 46 учителей общеобразовательной средней школы и 165 студентов и магистрантов МПГУ, личным участием автора в опытной работе.

Апробация работы, а также результатов исследования осуществлялась в ходе констатирующего эксперимента и опытного обучения в УВК 556, школах №№ 1211, 921 г. Москвы. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры риторики и культуры речи (2000), семинарах аспирантов (1999, 2001), научных конференциях ("Новое в исследованиях по риторике и культуре речи" - 2000, МПГУ; "Риторическая культура современного общества" - 2000, Институт русского языка им. А.С. Пушкина).

Результаты исследования отражены в лекциях, прочитанных студентам факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, биолого-химического факультета МПГУ, художественно-графического факультета МПГУ, магистрантам кафедры риторики и культуры речи филологического факультета МПГУ (2000-2001), учителям начальной и средней школы УВК 556 г. Москвы (2001), слушателям "Летней школы риторики" (МПГУ, 2001).

На защиту выносятся следующие положения:

Вербальная агрессия - распространенное явление в школьной речевой среде, нарушающее гармонию педагогического общения и имеющее устойчивую тенденцию к усилению с возрастом учащихся.

Всесторонне исследование вербальной агрессии необходимо для нормализации психологического климата в школьном коллективе и осуществления эффективного учебно-воспитательного процесса.

Возможность классификации того или иного высказывания как агрессивного, а также степень и характер агрессивности высказывания определяются прежде всего реальными условиями общения и только в конкретной речевой ситуации.

Существенно ограничить проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде не только возможно, но и необходимо, хотя полностью устранить агрессию из повседневного речевого общения в настоящее время не представляется возможным.

Осуществление контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде возможно только при комплексном двустороннем подходе, объединяющем различные направления коррекционно-профилактической работы, объектами которой являются как учащиеся, так и учителя общеобразовательной средней школы.


Прочие статьи:

Развитие словаря детей 6–7 лет в процессе использования художественной литературы
Цель: разработать и апробировать программу использования художественной литературы в процессе развития словаря детей 6–7 лет не только на специально организованных занятиях, но и в других видах деятельности. Задачи: Подобрать произведения художественной литературы, которые педагог будет использоват ...

Положение детей – социальных сирот в современной России
В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство – проблема, которая крайне остро стоит перед нашим обществом. Наиболее трагичен то факт, что стремительно растет количество брошенных новорожденных младенцев, которые наиболее чувствите ...

Периодизация возрастного развития
Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющее в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития. Особенности возраста определяются совокупностью многих условий. Это и система треб ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru