Например, один из членов большой группы учащихся начинает агрессивно критиковать какого-то учителя. Его агрессия передается другим учащимся, которые в свою очередь начинают ругать каждый свое: одни - того же учителя; другой - предмет, который этот учитель преподает; третий своих родителей, которые заставляют его учить этот предмет и т.д.
Реальный пример такой "разнонаправленной" массовой вербальной агрессии можно наблюдать также и в уже описанном примере с мальчиком, потерявшим стержень. Так, после сообщения учителя о своем решении задержать класс на перемене следует резкое нарастание общего фонового шума. Слышатся синхронные выкрики, которые расслышать на пленке сложно, но суть их явно агрессивна и сводится к следующему: одни ученики пытаются словесно повлиять на одноклассника (с помощью угроз, оскорблений, враждебных и иронических замечаний); другие выясняют, кто виноват (в форме словесной перебранки, при помощи тех же оскорблений и враждебных замечаний); третьи возмущаются решением учителя.
Следует заметить, что в условиях школы сложно наблюдать примеры именно массовой речевой агрессии (какие приводят, например, К. Лоренц, А.К. Михальская), поскольку понятие "масса" предполагает большое количество людей, по крайней мере, превосходящее школьный класс и даже параллель. Поэтому, вероятно, было бы более корректно говорить о проявлениях групповой речевой агрессии, рассматривая ее в со- противопоставлении с межличностными ее проявлениями.
Итак, виды речевой агрессии можно классифицировать на разных основаниях, важнейшими из которых, как мы установили, являются интенсивность проявления, степень осознанности субъектом, характер выраженности, направленность агрессии и количество участников ситуации общения.
Прочие статьи:
Характеристика гуманистической педагогики
Гуманистическая педагогика представляет собой одно из направлений в теории и практике воспитания, которое возникло в конце 50-х – начале 60-х годов в США, как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Основные тенденции, которые характеризуют данное направление в педагогике – это п ...
Клиническая типология дошкольников с общим недоразвитием речи
Этиология общего недоразвития речи может быть различна и соответственно этому будет различна структура аномальных проявлений. Нередко причиной общего недоразвития речи является слабость акустико-гностических процессов. В этих случаях при сохранном слухе наблюдается пониженная способность к восприят ...
Обследование и логопедическая коррекционная работа с детьми подготовительного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Логопедическая коррекционная работа с детьми с ОНР любого уровня речевого развития планируется после комплексного обследования, т.е. после постановки речевого диагноза. На протяжении всего обследования логопед выявляет объем речевых навыков ребенка, сопоставляет его с возрастными нормативами, с уро ...