Изучение причин трудностей в общении старших дошкольников

Страница 2

3)не показывай и не рассказывай своего замысла раньше времени;

4) когда подойдет очередь, покажи, как ты умеешь играть со своей игрушкой;

5) действие с игрушкой должно быть новое и интересное. Тот ребенок, который брал игрушки последним, дожидается своей очереди примерно 5 минут.

Как можно видеть, ситуации предъявляются в порядке нарастания сложности. Если первая из них («Сон») не содержит никаких специальных отвлекающих воздействий, вызывающих ситуативную активность ребенка, и требует лишь выполнения традиционных режимных моментов, то следующие ситуации требуют от ребенка преодоления непосредственной ситуативной активности (вмешаться в игру партнера, начать рисовать на бумаге, которая лежит перед тобой, и т.д.). Особенно трудна для детей последняя ситуация, когда нужно не только дождаться своей очереди, но и, взяв игрушку, сначала придумать с ней новое интересное действие, а потом его выполнить.

Сразу после проведения каждой ситуации важно выяснить осознанность действий детей. Для этого следует провести индивидуальные беседы, в которых воспитатель задает три следующих основных вопроса.

Первый вопрос направлен на выяснение того, понимает ли ребенок правила и порядок предложенных действий вообще, безотносительно к своим собственным действиям. Например: «Что нужно делать, чтобы быстро уснуть?» или «Что должен делать тот, кто сторожит детали конструктора?», И т.д.

Во втором вопросе выясняется, замечает ли ребенок действия своих партнеров по игре и насколько адекватно он воспринимает их действия с точки зрения соответствия правилам. Например: «Саша все правильно делал? Он всегда просил у тебя детали конструктора?» или «Кто-нибудь взял игрушку без очереди?» В такие вопросы нельзя вносить момент осуждения или оценки действий других детей; надо просто отмечать особенности их поведения.

Третий вопрос относится к действиям самого ребенка и выясняет, насколько адекватно он воспринимает и осознает их: «Ты все делал правильно? Ты ни разу не ошибся?», «Вспомни, где ты сделал не так, как сказал».

Учитывая, что дошкольникам бывает трудно вербализовать свое поведение, можно включить помимо вербального, практически-действенный способ осознания. Для этого нужно попросить каждого ребенка показать, что он делал, как он ждал, т.е. изобразить в позе и в движении самого себя в экспериментальной ситуации.

Результаты оцениваются соответствующим показателем произвольности, осознанности и творческой самостоятельности.

При подсчете показателя произвольности центральными моментами являются время, в течение которого ребенок способен сдерживать свое непосредственное желание, и число нарушений правил действия. Максимальное время ожидания во всех методиках, кроме первой, - 5 минут (в методике «Сон» наблюдение проводится в течение 15 минут).

Показатель произвольности прямо пропорционален времени ожидания и обратно пропорционален числу нарушений правил. Он подсчитывается по следующий формуле: П = Т/н + 1, где Т - время ожидания, н - число нарушений правил. Таким образом, максимальный показатель произвольности в каждой методике может быть равен времени ожидания (при отсутствии нарушений): в методике «Сон» -15, в остальных - 5.

Подсчитывается показатель произвольности после выполнения каждого задания. Суммарный показатель каждого ребенка представляет собой сумму его показателей по всем четырем методикам. Максимальный суммарный показатель может быть равен 30 (15+5+5+5).

Количественный показатель осознанности подсчитывается путем начисления условных баллов за каждый ответ ребенка в беседе. Он включает три составляющие: осознанность способа действия, осознанность действий партнера и осознанность своих собственных действий»

Осознанность способа действия оценивается соответственно числу названных правил. Если ребенок назвал все правила, предусмотренные ситуацией, он получает соответственно 5 (в методике «Сон» - 3) баллов. Если же он назвал всего одно правило, он получает за осознание способа действия всего один балл.

Осознанность собственных действий и действий партнера оценивается по трехбалльной шкале. Если ответ ребенка адекватно отражает его собственные действия (или действия партнера), он получает три балла. Если он дает не совсем правильную оценку (например, называет далеко не все свои нарушения), его ответ оценивается двумя баллами. Если его ответ правильно отражает какое-либо одно его действие, начисляется один балл. Если же ответ совершенно не соответствует реальному поведению ребенка (например, сделав множество нарушений, он утверждает, что все сделал правильно) или же испытуемый совсем ничего не может сказать о своих действиях (молчит или отвечает «не знаю»), он не получает ни одного балла.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Развитие понимания речи в онтогенезе
Обобщенно развитие понимания речи детей представлены в работе Н.С. Жуковой, где она выделяет шесть уровней понимания речи. При обследовании детей раннего возраста особенно важным является то, понимает ли ребенок обращенную речь. 1 уровень – выражено речевое внимание, прислушивается к голосу, адеква ...

Методика Н.А. Чевелевой
В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются в основном методические рекомендации, предложенные для работы с детьми дошкольного возраста (для младших школьников) или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Н.А. Чевелева в своем пособии пр ...

Эксперимент как метод экологического образования дошкольников
В обучении наряду с установлением объема содержания учебного предмета и отбором материала для занятий громадное значение имеют методы преподавания. Методы, выбранные соответственно содержанию и возрасту учащихся, обеспечивают высокое качество знаний. Такие методы способствуют развитию понятий и уме ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru