Предлагаемые методические приемы помогают выявить уровень развития произвольного поведения и творческих возможностей ребенка старшего дошкольного возраста. Они основаны на сдерживании непосредственных, импульсивных движений и их опосредовании определенным правилом действия. Вместе с тем эти приемы оставляют возможность для свободных, ненормированных, творческих действий. Все ситуации максимально приближены к реальным интересам детей и охватывают уже сложившиеся к концу дошкольного возраста типы деятельности. Поскольку, как отмечалось выше, произвольность всегда связана с осознанностью действий, после каждой экспериментальной ситуации следует проводить беседы, в которых выясняется осознанность правил и собственных действий.
Ситуация 1. «Сон».
Взрослый подходит к ребенку, когда тот уже лежит в кровати, готовясь к дневному сну, и спрашивает: «Ты знаешь, что нужно делать, чтобы быстро уснуть?» Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого формулирует следующие очевидные «правила»:
1)лежать не двигаясь и не разговаривая;
2)закрыть глаза;
3)лечь на бочок и положить руку под щеку.
При этом ребенку предлагается думать о чем он захочет (вспоминать что-то или сочинять сказку), только не открывать при этом рот, а рассказать все потом, когда проснется.
После такого «уговора» взрослый отходит в другой конец комнаты и наблюдает за ребенком в течение 15 минут, отмечая все его движения и выполнение правил.
Ситуация 2. «Конструктор».
Эта ситуация представляет собой игру в стройку, в которой принимают участие двое детей. Взрослый показывает обоим детям конструктор и предлагает что-нибудь из него построить. Когда дети выражают готовность начать строительство, взрослый вводит следующие ограничительные правила: строить будем по очереди, сначала один, а потом другой. Тот, кто сейчас ждет своей очереди, должен работать «сторожем» - он будет охранять детали и выдавать их по одной, когда строитель попросит.
Взрослый обсуждает с детьми и они вместе формулируют следующие правила поведения «сторожа»:
1)не трогать детали конструктора, пока тебя не попросят дать их;
2)не вмешиваться в постройку товарища - не помогать и не мешать, не давать советов;
3)детали выдавать только по просьбе «строителя»;
4)выдавать детали только по одной.
Определенные требования предъявляются и к «строителю». Он может строить все, что хочет, но при этом использовать все детали конструктора и просить их у своего партнера по одной, а не хватать руками.
Детей просят не только выполнять все правила игры, но и следить, правильно ли действуют их партнеры.
После 5 минут такой игры дети меняются ролями, и «сторож» становится «строителем».
Ситуация 3. «Рисунок».
В этой ситуации могут участвовать 6-7 детей. У них должен быть свой листок бумаги у каждого и один на всех набор карандашей. Взрослый предлагает детям нарисовать, что и как они хотят, но так, чтобы вовремя начать и вовремя закончить свой рисунок (для определения времени могут использоваться песочные часы или какой-либо сигнал).
Каждому ребенку отводится на рисунок одна минута. Рисуют дети по очереди, и последние ждут дольше всех (5-6 минут).
Таким образом, надо соблюдать следующие правила:
1)не трогать листок бумаги, который лежит перед тобой
2)не брать раньше времени карандаши;
3)не мешать тем, кто рисует, не торопить их и не давать советы;
4)начать рисовать сразу, как только подойдет очередь;
5)закончить рисунок сразу, как только прозвучит сигнал (или кончится песок в часах).
После этого дети рассматривают свои рисунки и рисунки товарищей, обсуждают, кто что нарисовал. Потом очередность меняется, и рисование можно продолжить.
Ситуация 4. «Игрушка».
В этой ситуации также могут участвовать 6-7 детей. В Центре большого стола помещается несколько различных игрушек (по числу участников). Каждый ребенок может выбрать любую игрушку, а потом, когда все игрушки разберут, показать всем любое забавное игровое действие со своей игрушкой. Взрослый помогает детям с помощью считалки установить свой порядковый номер - каким по очереди каждый будет брать игрушку. Объяснив суть предстоящей игры, воспитатель формулирует следующие правила:
1)игрушку можно брать только по сигналу и в соответствии с тем номером, который достался по считалке;
2)когда возьмешь игрушку, положи ее возле себя и подумай, что собираешься с ней делать;
Прочие статьи:
Основные требования к проектированию игровой комнаты дошкольного
образовательного учреждения
К проектированию и оформлению интерьеров, предназначенных для детей, в том числе и дошкольников, предъявляются особенно строги требования со стороны психологов, педагогов и т.д. Рассмотрим некоторые из них. Прежде всего, вся мебель и игрушки в игровой комнате должны быть выполнены из экологически ч ...
Соблюдение дидактических принципов
Активность учащихся на уроках физической культуры во многом определяется соблюдением учителем дидактических принципов. В настоящее время число дидактических принципов, формируемых педагогами, неуклонно растет. Их делят на две группы, одна из которых отражает мировоззренческую сторону обучения (прин ...
Эстетическое освоение мира учащимися как социально-педагогическое явление
Центральной категорией нашего исследования выступает «эстетическое освоение мира» как социально-педагогический феномен, обладающий широким спектром толкования содержания. «Эстетическое» (чувствующий, чувственный) трактуется как начало, общее универсальное свойство, пронизывающее все процессы и явле ...