Изучение причин трудностей в общении старших дошкольников

Страница 1

Предлагаемые методические приемы помогают выявить уровень развития произвольного поведения и творческих возможностей ребенка старшего дошкольного возраста. Они основаны на сдерживании непосредственных, импульсивных движений и их опосредовании определенным правилом действия. Вместе с тем эти приемы оставляют возможность для свободных, ненормированных, творческих действий. Все ситуации максимально приближены к реальным интересам детей и охватывают уже сложившиеся к концу дошкольного возраста типы деятельности. Поскольку, как отмечалось выше, произвольность всегда связана с осознанностью действий, после каждой экспериментальной ситуации следует проводить беседы, в которых выясняется осознанность правил и собственных действий.

Ситуация 1. «Сон».

Взрослый подходит к ребенку, когда тот уже лежит в кровати, готовясь к дневному сну, и спрашивает: «Ты знаешь, что нужно делать, чтобы быстро уснуть?» Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого формулирует следующие очевидные «правила»:

1)лежать не двигаясь и не разговаривая;

2)закрыть глаза;

3)лечь на бочок и положить руку под щеку.

При этом ребенку предлагается думать о чем он захочет (вспоминать что-то или сочинять сказку), только не открывать при этом рот, а рассказать все потом, когда проснется.

После такого «уговора» взрослый отходит в другой конец комнаты и наблюдает за ребенком в течение 15 минут, отмечая все его движения и выполнение правил.

Ситуация 2. «Конструктор».

Эта ситуация представляет собой игру в стройку, в которой принимают участие двое детей. Взрослый показывает обоим детям конструктор и предлагает что-нибудь из него построить. Когда дети выражают готовность начать строительство, взрослый вводит следующие ограничительные правила: строить будем по очереди, сначала один, а потом другой. Тот, кто сейчас ждет своей очереди, должен работать «сторожем» - он будет охранять детали и выдавать их по одной, когда строитель попросит.

Взрослый обсуждает с детьми и они вместе формулируют следующие правила поведения «сторожа»:

1)не трогать детали конструктора, пока тебя не попросят дать их;

2)не вмешиваться в постройку товарища - не помогать и не мешать, не давать советов;

3)детали выдавать только по просьбе «строителя»;

4)выдавать детали только по одной.

Определенные требования предъявляются и к «строителю». Он может строить все, что хочет, но при этом использовать все детали конструктора и просить их у своего партнера по одной, а не хватать руками.

Детей просят не только выполнять все правила игры, но и следить, правильно ли действуют их партнеры.

После 5 минут такой игры дети меняются ролями, и «сторож» становится «строителем».

Ситуация 3. «Рисунок».

В этой ситуации могут участвовать 6-7 детей. У них должен быть свой листок бумаги у каждого и один на всех набор карандашей. Взрослый предлагает детям нарисовать, что и как они хотят, но так, чтобы вовремя начать и вовремя закончить свой рисунок (для определения времени могут использоваться песочные часы или какой-либо сигнал).

Каждому ребенку отводится на рисунок одна минута. Рисуют дети по очереди, и последние ждут дольше всех (5-6 минут).

Таким образом, надо соблюдать следующие правила:

1)не трогать листок бумаги, который лежит перед тобой

2)не брать раньше времени карандаши;

3)не мешать тем, кто рисует, не торопить их и не давать советы;

4)начать рисовать сразу, как только подойдет очередь;

5)закончить рисунок сразу, как только прозвучит сигнал (или кончится песок в часах).

После этого дети рассматривают свои рисунки и рисунки товарищей, обсуждают, кто что нарисовал. Потом очередность меняется, и рисование можно продолжить.

Ситуация 4. «Игрушка».

В этой ситуации также могут участвовать 6-7 детей. В Центре большого стола помещается несколько различных игрушек (по числу участников). Каждый ребенок может выбрать любую игрушку, а потом, когда все игрушки разберут, показать всем любое забавное игровое действие со своей игрушкой. Взрослый помогает детям с помощью считалки установить свой порядковый номер - каким по очереди каждый будет брать игрушку. Объяснив суть предстоящей игры, воспитатель формулирует следующие правила:

1)игрушку можно брать только по сигналу и в соответствии с тем номером, который достался по считалке;

2)когда возьмешь игрушку, положи ее возле себя и подумай, что собираешься с ней делать;

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Чтение – рассматривание как основной метод работы с книгой
На этот вопрос ответила специальная исследовательская работа, проведенная коллективом ученых под руководством Н.Н. Светловской. Было доказано, что общение ребенка с книгой имеет свои закономерности и работе с книгой нужно целенаправленно учить. Цель внеклассного чтения ученый обозначила следующим о ...

Развитие активного словарного запаса в онтогенезе. Особенности развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста
Словарь - это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, соц ...

Использование занимательного математического материала в непосредственно-образовательной деятельности с детьми
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учета возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru