Социальный педагог во внешкольных учреждениях

Страница 2

Учащиеся начальных классов более отзывчивы на образовательно-воспитательные виды деятельности вне рамок учебной программы, направленные преимущественно педагогом и родителями. Недостаточная самостоятельность младших школьников проявляется в доминирующей роли педагогов-воспитателей. Правополушарный тип мышления ребёнка делает более предпочтительными занятия художественно-эстетического направления, среди которых музыка и движение, рисование, различные виды театрализации, декоративно-прикладное искусство; конкретный тип мышления предполагает выполнение несложных операций трудового характера и конструирования, а естественная доверчивость к окружающим и любознательность приводит детей в кружки юннатско-биологического направления. Что же касается конкретных форм обучения, то коллективно-групповые из них здесь являются предпочтительными.

В подростковом возрасте существенно меняется роль учащегося по отношению к себе и к окружающим, и это во многом обуславливает выбор им различных видов внешкольной деятельности. Такой выбор становится более дифференцированным и индивидуальным. Психологи отмечают наличие ситуативных, нередко неустойчивых интересов. С другой стороны, прослеживается стремление к объединению уже по своему выбору, сознательно, а не по чьей-либо рекомендации, как это превалировало в начальных классах. Формирование чувства взрослости и недостаток способов и средств самоутверждения в глазах сверстников и взрослых порождает появление срывов, нередко недозволенных приемов противопоставления другим, стремление к абсолютной самостоятельности и ряд других условий коренным образом меняют роль социального педагога внешкольного учреждения при работе с подростковой аудиторией. Она более трансформируется в умение педагога направлять, корректировать собственные устремления подростка, привлекать его как помощника для выполнения серьезной и ответственной работы. Огромным стимулом для начала занятий в любой деятельности подростка является интерес, начинающийся с яркого, увлекательного, неожиданного, неординарного дела, участие в котором значительно расширяет область самостоятельности школьника, дает ему возможность творческого проявления в самых различных областях. Несомненным стимулирующим фактором может быть также яркая и неординарная личность самого руководителя, его умение «вести за собой», тактично направляя деятельность школьников в необходимое для них русло.

Подростковый возраст характерен естественным «угасанием» интереса школьников к занятиям художественно-эстетического направления, столь характерным для учащихся младших классов. Недооценка данной тенденции нередко приводит к утрате ценностного значения подлинно духовных ценностей, значительно обедняя формирующуюся личность школьника. Однако, если в этот критический для развития личности период сделать все возможное для удержания интереса подростков к занятиям художественно-творческого направления, данный интерес способен перерасти в устойчивую потребность, что благотворно влияет на гармоничное развитие личности.

В старших классах с более четким самоопределением учащихся в сферах деятельности и межличностных отношений роль внешкольных учреждений более устойчиво направлена на овладение будущей профессией. Это проявляется в сознательном выборе школьников той или иной деятельности, ее личностной значимости для каждого из них, что делает их интересы более устойчивыми и целенаправленными по сравнению с учащимися-подростками. Здесь деятельность педагога приобретает характер наставничества, делового партнерства, основанного на взаимном уважении и требовательности друг к другу.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Профессионально-важные качества
К социально ценным мотивам педагогической деятельности относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), осознание высокой миссии учителя, увлеченность предметом и удо ...

Теория соответствия образования уровню развития общества – 70-80 гг. ХХ века
Идеи: 1). Образование – это зеркало общества (отражает уровень современности). 2). Главная функция образования – это воспроизводство существующего общества. Сначала возрождение экономики, промышленности, а потом результаты отразятся на школе. Идеи: 1). Образование яв-ся средством развития личности. ...

Специфика профессионально-педагогической деятельности преподавателя среднего специального учебного заведения
Педагогическая деятельность - самая вечная и непреходящая сфера человеческой деятельности. Она возникла вместе с потребностями общества в трансляции новым поколениям культуры и заключенного в ней социального опыта, выраженного в накопленной предыдущими поколениями системе знаний, способов деятельно ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru