Организация обучения младших школьников на уроках математики

Статьи об образовании » Основы использования проблемного обучения в начальной школе » Организация обучения младших школьников на уроках математики

Страница 1

Урок – это всегда часть. Фрагмент единого целого, своеобразная «клеточка» учебного процесса, в которой проявляются признаки, присущие всему явлению. Какие требования общество предъявляет сегодня к школьному обучению в целом, а, следовательно, и к обучению математики?

На этот вопрос пытались ответить известные современные педагоги Ш. Амонашвили, В. Давыдов, И. Волков в статье «Войдем в новую школу. Отчет о четвертой встрече педагогов – экспериментаторов, педагогов – ученых, публицистов».

«Наступила переломная точка. Никакие «усилить» и «улучшить», никакие «повысить» и «обратить внимание» не помогут. Нашему обновляющему обществу нужна новая школа».

«Кто требует от школы лишь знаний, умений и навыков и при этом не ставит на первый план духовное, нравственное, умственное и физическое развитие ребенка, тот пытается по сути поставить телегу впереди коня. На первом месте должно быть развитие ребенка, которое и позволит ребенку добывать знания, вырабатывать умения и навыки».

«Что такое развитие? Это не только приращение знаний, умений и навыков, но и превращение ребенка в обновленного человека, превращение знаний и умений в способности, в возможности свободной деятельности… Развивающий урок – это не урок готовых истин, а урок поиска истины. Его признак – сомнение ученика в своих знаниях и даже в том, что говорит учитель. Именно с сомнения начинается поиск и творчество, именно сомнение вызывает интерес и показывает зарождение интереса… Обычная школа учит отвечать. Школа развития учит спрашивать».

Анализируя эти высказывания, можно сделать вывод, что сегодня в общественном сознании происходит смена приоритетов: на первое место выдвигается задача развития ребенка, так как это позволит сделать более эффективным процесс обучения.

Среди различных концепций развивающего обучения, основанных на теории Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка, сегодня большое внимание встречает подход, разрабатываемый В.В. Давыдовым, В.В. Репкиным. В трактовке этих психологов развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на закономерности развития ребенка. В качестве основы развития школьников они рассматривают учебную деятельность, которая «понимается как особая форма активности, направленная на овладение принципами построения определенных действий с изучаемым объектом – словом (в данном случае).

Овладение такими принципами должно расширять возможности ученика, превращать его в подлинного субъекта учения. Позиция активного субъекта учебной деятельности положительно сказывается на становление учебно-познавательных интересов школьника, на перестройке его мышления, воображения, памяти, на возникновение ряда новых свойств и качеств личности.

Следовательно, при дальнейшем рассмотрении проблемы обучения математике с позиции теории развивающего обучения в начальной школе необходимо в качестве основной задачи выделить становление у младших школьников умения учиться.

Это умение формируется в учебной деятельности. С появлением умения учиться школьник из обучаемого, ведомого учителем, становится субъектом собственного развития.

Учебная деятельность – это такая деятельность, в которой воспитывается способность к самоизменению, то есть к целенаправленному и сознательному изменению своих умений, знаний, способностей.

Какие свойства, способности должны развиваться в ребенке, чтобы он научился учиться?

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Роль игрового метода в формировании навыков личной гигиены
Важнейшим средством разностороннего развития ребенка Н.К. Крупская считала игру, которую она рассматривала как его насущную потребность. Надежда Константиновна вскрыла социальную сущность игры, показала, что: « .игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. И ...

Организация и методика выполнения проектов в образовательном процессе начальной школы
В настоящее время происходит перевод системы образования из системы, осуществляющей процесс усвоения совокупности предметных знаний, в систему, работающую на формирование определенных качеств личности младших школьников, задаваемых на данном этапе развития общества. Использование деятельностных фор ...

Теоретические основы метода пропедевтики акустической дисграфии через дидактическую игру
ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патолог ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru