Определение понятия продуктивно – исследовательского типа учебных действий

Психологический анализ продуктивного действия, включающего в себя и позицию самого действующего, необходимо рассматривать, с точки зрения Б.Д. Эльконина, с ответа на вопрос о первоначальной ситуации построения такого действия, т. е. о том, с чего фактически начинается творческий акт.

В качестве исходной ситуации творческого акта в таком случае может быть принят тот особый способ действия и мышления, который К. Дункер назвал “функциональной фиксированностью мысленного содержания” или “функциональной фиксированностъю прошлого опыта”.

Функциональная фиксированность – одна из форм описания нерефлексивного и произвольного поведения. Мера рефлексивности и произвольности такого поведения задается узостью или широтой охвата отдельных предметов, находящихся на пути к цели, но не охватывающая самого этого пути как целого и как бы завершенного. Так, в общих чертах, с точки зрения Б. Д. Эльконина, выглядит принципиальное строение исходной ситуации творческого акта.

Творческий акт – это всегда преодоление функциональной фиксированности прошлого опыта. Этот опыт и есть тот новый объект, который преодолевается в продуктивном действии.

Иными словами, если ученик в процессе решения задачи (поскольку в нашей работе мы рассматриваем творческий акт в рамках решения ребенком арифметических задач) смог применить уже знакомые арифметические приемы, но в новых условиях, в которых эти приемы могут показаться бесполезными, т.о. можно говорить о том, что ребенок совершил творческий акт, преодолев функциональную фиксированность прошлого опыта в решении арифметических задач, т.е. проявил инициативу, сконцентрировав свое внимание на овладение новым способом применения имеющихся знаний.

Задача «на соображение» — традиционный объект в психологическом изучении творческого (продуктивного) мышления. Ее определяли как задачу, для решения которой решающему, во-первых, не нужны никакие специальные знания, и при этом, во-вторых, у него отсутствуют готовые способы (приемы, правила) решения.

Анализ подобных задач позволяет утверждать, что в основе их строения лежит такое соответствие данных и требований, которое провоцирует решающего на неосознанное допущение области поиска. Но еще более важно, что само это провоцирование приводит именно к неосознанности выбора области поиска, т. е. к тому, что пространство возможностей действия не выступает как особый предмет.

Это и является одной из важных задач нашей работы: увидеть, как осуществляется выбор области поиска, которую сам ученик не осознает: он ищет возможности решения задачи, но способ решения при этом остается для него более значимым и интересным, нежели поиск ответа на вопрос к задаче. Таким образом, предлагая задачи “на соображение”, мы сможем проследить в действиях младшего школьника переход от, так называемого, результативного типа учебных действий к продуктивному.

Таким образом, наличие продуктивно – исследовательского типа учебных действий характеризуется преодолением функциональной фиксированности прошлого опыта за счет определения места и границ возможного действия и знаково-символистического представления (способа ) требуемых действий.


Прочие статьи:

Влияние сформированности пространственно зрительного гнозиса и оптико – пространственных представлений на усвоение ребенком письменной речи
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавл ...

Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью
Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учрежд ...

Организация работы на начальном этапе
На начальном этапе главной становится цель – научить читать книгу. Выдвигаются новые учебные задачи – учить детей ориентироваться в репе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения, а также тренировать в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении одной незнакомой ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru