Детская одаренность: трудности описания

Страница 1

Цель данной главы - показать сложившиеся в кругу психологов и педагогов представления о том, кто такой одаренный ребенок. В литературе, касающейся одаренности детей, постоянно переплетаются и сменяют друг друга две взаимоисключающие картины. Исследованию подвергаются одаренный ребенок в общем, как он был показан в первом разделе настоящей главы, так и целый ряд одаренных детей, специализированных в какой-то области по видам одаренности (об этих детях повествует второй раздел). И собирательному ребенку, и семи "специализированным" приписываются некие универсальные для них характеристики. Однако реальные факты сталкивают исследователей с тем (и они сами признают это), что едва ли существует такой ребенок, который полностью вписывался бы в рамки какого-либо из шаблонов. Необходимо в таком случае задать вопрос: правомерно ли вообще какое бы то ни было суждение об одаренном ребенке или, например, о художественно или практически одаренном в общем? Здесь нужно заметить, что вопрос этот имеет значимость в контексте исследования, а не практической применимости - нельзя не признать, что на данном уровне рассмотрения проблемы некие идеализированные типы с большей или меньшей эффективностью могут выступать образцами для сравнения в процессе выявления одаренных детей по принципу похожести. Однако, если подвергать любой материал, в том числе и детей, такого рода научной классификации, то для выделения "вида" необходим какой-то ряд прочных критериев, присущих всем без исключения единицам данного вида и не пересекающихся с характеристиками вида другого. Такой картины, к сожалению, не наблюдается, что и приводит к парадоксам при ближнем рассмотрении проблемы.

Наиболее отчетливо это чувствуется в феномене невыявленной одаренности среди детей с трудностями в обучении, низкой успеваемостью (видимо, такие одаренные и остаются незамеченными по причине их непохожести на "канонизированные" образы). Не существует и твердого и неоспоримого определения одаренности как таковой. Один лишь словарь Психология дает целых пять противоречивых формулировок:

1. это качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности;

2. это общие способности, или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

3. это умственный потенциал или интеллект;

4. это совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;

5. это талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

То есть, из этих определений остается неясным, является ли одаренность генетически предопределенной ("совокупность природных данных"), частично воспитанной ("общие способности") или обязанной своим происхождением "своеобразным сочетаниям способностей".

Такие разные определения, видимо, отражают довольно вольное использование термина "одаренность", а также отсутствие понимания того, что же лежит в основе всего разнообразия явлений, обозначаемых этим словом.

Авторы "Психологии одаренности детей и подростков" отмечают особое положение двух видов одаренности по отношению к остальным. В самом деле, художественная, лидерская, психомоторная и академическая одаренность соотносятся напрямую с областями человеческой деятельности, в то время как интеллектуальная и творческая могут входить в них в качестве компонента. К этому стоит добавить, что при выявлении одаренности первой группы видов необходимо задаться вопросом: "Каких успехов добивается ребенок в данной области?", для выявления же второй: "Каков этот ребенок?".

Таким образом вопрос: "Каков должен быть ребенок, чтобы добиться успеха в данной области?" обходится стороной или с неизбежностью порождает новые классификации, пересекающиеся между собой. Если же сформулировать проблему в двух словах, то первая группа видов отражает следствие без причины, а вторая - причину без следствия. Чтобы избежать подобной путаницы, вероятно, существует один путь - поход к корням всех видов и проявлений одаренности, если таковые существуют. Попытки нахождения такой первоосновы пока не принесли успеха.

Долгое время подобным "опорным пунктом" был интеллект. По сути одаренность сводилась к одному интеллекту, а выявление ее базировалось на применении тестов, измеряющих "умственное развитие". Однако высокий интеллект отнюдь не является не только предвестником одаренности во взрослые годы, но и успехов в детские. Более того, высокий IQ отрицательно коррелирует с такой часто присущей талантливым детям чертой, как творческость (исследование В.С. Юркевича).

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Урок как основная форма организации учебной работы
Классно-урочная форма организации обучения получила широкое распространение в мировой школьной практике. В этом смысле урок является коллективной формой обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, устойчивые временные рамки занятий (40 мин), заранее составленное их расписание и организаци ...

Понятие «способности»
Понятие «способности» используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие усваивают ЗУНы. Термин «способности» неоднозначен. Определение «спо-ей» можно предст-ть в следующей классиф-ии: 1.спос-ти-св-ва души чел-ка, понимаемые, как совокупность всевозможн ...

Основные направления формирования словообразования и словоизменения у детей с общим недоразвитием речи III уровня
Формирование грамматического строя языка (словообразования, словоизменения) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться различные педагогические средства (приемы, формы организации) Для освоения словообразования и словоизменения в частности важны приемы, стимули ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru