Понятие учебного интереса в младшем школьном возрасте

Как уже было сказано, учебная деятельность – является ведущим новообразованием в младшем школьном возрасте и представляет собой, исходя из концепции В.В. Давыдова, усвоение собственно теоретических научных понятий. Если учебная деятельность сформирована у младших школьников, то на выходе появляются, во-первых, познавательные интересы. Ребенок будет интересоваться математикой как математикой. Во-вторых, появится высокая произвольность процессов внимания и памяти.

Быть субъектом учебной деятельности – значит быть способным к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поисков способов действия в новой ситуации.

Когда ребёнок сам, по своей инициативе вносит какие-то изменения, инновации в собственные действия, то по характеру этой инициативы можно судить о том, является ли его действие учебным, игровым, коммуникативным, исполнительским… Наличие инициативы – основной критерий субъектного поведения. Характер инициативы – критерий того, какое именно действие развёртывает ребёнок.

Наиболее диагностичны для обнаружения самого наличия и характера детской инициативы недоопределенные задачи. Но при построении блока диагностических методик следует учитывать двойную природу ориентировки детского действия, два независимых источника возникновения детской самостоятельности: овладение содержанием действия и овладение формой взаимодействия, внутри которой ребёнок присваивает то или иное содержание. Это определяет принципиальную двухслойность методов формирования и диагностики учебной самостоятельности, которые должны схватывать не только действия ребёнка с учебным материалом, но и способы взаимодействия с другими участниками совместной учебной работы.

Развитая учебная деятельность в младших классах создает основу рассуждения, теоретическое отношение к вещам и познавательный интерес. Ученик не будет видеть в знании то, что дает ему преимущество по сравнению с другими, за что получают лучшие отметки. Он будет испытывать наслаждение от самого процесса анализа вещей и их происхождения. Такое бескорыстное отношение к знанию можно построить только на основе теоретических понятий данной науки. В рассудочно-эмпирическом мышлении наглядная основа сводится лишь к тому, что можно сравнивать.

Теоретическое мышление имеет такую наглядную основу, которая позволяет человеку преобразовывать и анализировать предметы.

Таким образом, на материале недоопределенных арифметических задач, можно увидеть наличие и характер учебной инициативы, как основного критерия субъектного поведения в младшем школьном возрасте.


Прочие статьи:

Классификация основных направлений профориентационной работы
Ключевыми для определения содержания профориентационной работы являются ее цели. В качестве идеальной цели профориентационной работы Пряжников выделяет активизацию субъекта самоопределения. Однако существуют и другие цели. В соответствии с ними выделяются концептуальные уровни помощи человеку в про ...

Социализация ребенка, факторы, влияющие на процесс социализации
Социализация ребенка – процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, которое на каждом этапе своего развития вырабатывает определенную систему социальных и нравственных ценностей, свои идеалы, нормы и правила поведения, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый реб ...

Формы и методы экологического образования дошкольников
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье. Для создания и улучшения развивающей среды в семье ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru