Феномены учебной инициативы

Страница 2

Ниже представлены два примера выполнения испытуемыми заданий в диагностической процедуре, отражающие два основных типа их выполнения, наиболее часто встречаемые в ходе работы. В первом примере представлены все выделенные нами феномены учебной инициативы, он является показателем тех действий, которые были свойственны испытуемым, вошедшим в 1 группу таблицы №1. Во втором примере представлена полная противоположность в подходе к решению заданий, отражающая действия испытуемых, которых мы отнесли ко второй группе.

В ходе экспериментального опробования диагностической процедуры нам удалось пронаблюдать и выделить следующие феномены учебной инициативы.

Пример выполнения №1.

Испытуемый: Влад, ученик 5 класса, 11 лет.

Время проведения диагностической процедуры соответствует продолжительности одного урока и составляет 40 минут.

Этапы

проведения

Признаки учебной инициативы

Действия испытуемого

в ходе решения заданий

Интерпретация

I этап.

1. Спонтанность выбора трудных задач.

1. Мальчик начал работу с того, что стал не только придумывать вопросы, но отвечать на них.

Экспериментатор: Тебе не нужно отвечать на вопросы, которые ты составляешь. Так ты не успеешь выполнить задание.

Испытуемый: Успею, мне просто интересно.

1. Подобное заявление ученика позволяет выделить в его действиях существенный признак учебной инициативы – спонтанность выбора трудных задач. Т.е. испытуемый сам выбрал для себя уровень выполнения предложенного задания, он сам усложнил себе задачу, выбрав более сложный путь решения, несмотря на то, что это могло сказаться на качестве его работы.

2. Определенные учебно-предметные ограничения на собственное действие

2. Испытуемый составил вопросы и ответил на них.

2. Ученик предпочел не просто решить задачу (составить вопросы), а решить ее определенным способом (составил вопросы и правильно на них ответил).

3. Низкий уровень стереотипных решений.

3. Испытуемый составил следующие вопросы к задаче:

-“Сколько подшипников фабрика делает в понедельник и в пятницу? ”

”Сколько подшипников делают каждый день?”

Экспериментатор: Почему в первом вопросе, который ты составил, тебя заинтересовали именно эти дни?

Испытуемый: Потому что между ними есть связь.

Экспериментатор: Какая?

Испытуемый: Такая же, когда для завода упаковывают. Так можно ответ найти.

3. Поскольку испытуемый не только составлял вопросы к задаче, но и тут же их решал, то набор вопросов получился ограниченным, что, правда, не сказалось на правильности ответов на них. Подобный набор вопросов позволяет говорить о том, что задание выполнено на достаточно высоком уровне, т.к. ученик включает разные по трудности и предметно-психологическому содержанию вопросы. Уровень стереотипных вопросов достаточно низкий, что говорит о том, что действия мальчика были направлены на открытие новых способов решения задачи.

II этап.

Испытуемый успел ответить на четыре вопроса к задаче из шести возможных.

III этап.

4. Отказ от выполнения простых заданий, способ решения которых для ученика очевиден.

5. принятие неявно заданной задачи при сопоставлении двух задач и оформление аналогичного вопроса.

Испытуемый составил два вопроса:

- “В какие дни фабрика упаковывает подшипники для машиностроительного завода? ”

“Сколько подшипников упаковывают в самые маленькие коробки?”

Экспериментатор: Первый вопрос, который ты составил сейчас довольно интересный. Что ты можешь про него сказать?

Испытуемый: Ну, он такой же, как самый первый, только по-другому.

Экспериментатор: Что именно по-другому?

Испытуемый: Ну, отношение такое же, просто звучит не так.

4. Испытуемый не стал составлять вопросы, аналогичные тем, что уже были им составлены для этой задачи на первом этапе диагностической процедуры, т.е. отказался от выполнения легкого задания.

5. Мальчик смог отойти от вопросов, направленных на получение только количественного ответа, искомым стало уже не число, а отношение между заявленными в тексте задачи объектами (отношение между днями недели и машиностроительным заводом).

Таким образом, можно сказать, что испытуемый смог увидеть связь вопросов в задачах и удержать общий способ их решения при составлении вопросов на последнем этапе процедуры.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Содержание деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы
Формированию у учащихся устойчивого навыка соблюдения речевых, в том числе и лексических норм, конечно, непосредственно способствует прежде всего учитель. Поэтому совершенствование качества подготовки школьных учителей русского языка, связанное с необходимостью научить учащихся правильно пользовать ...

Сущность социализации старших подростков
адаптация сирота опекунский социализация Проблемы, связанные с социализацией детей и подростков, постоянно находятся в центре внимания педагогов. В настоящее время эти вопросы приобрели особую актуальность в связи с неустойчивым состоянием общества, усугубляющимся социально-экономическим кризисом, ...

Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам. Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата. Периферическим отделом речедви ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru